fallout.ru

ВНИМАНИЕ! В списках популярных вопросов и ответов часто содержится информация, преждевременное ознакомление с которой может серьезно уменьшить ваше удовольствие от игры, особенно если вы играете в первый раз. Чтобы сохранить удовольствие от знакомства с этой замечательной игрой, пожалуйста, воздержитесь от пользования режимом "Развернуть весь FAQ на одну страницу" и просматривайте только те вопросы, ответы на которые необходимы вам для дальнейшего продвижения по сюжету игры.
ПОМНИТЕ: В ПЕРВЫЙ РАЗ МЫ ИГРАЕМ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ!

Последнее обновление: 2 апреля 2005
[- Показать только список вопросов]

Популярные вопросы по игре The Elder Scrolls 3 : Morrowind, Tribunal, Bloodmoon

Авторы: Alina, Voron


Также над FAQ работали: En-Vec, Arnx, Infernal Knight, Blacknik & Rivan


Общие технические вопросы


Q: Какие версии игры существуют и какую версию лучше купить?
Q: Какие патчи для игры существуют?
Q: У меня есть диски с TES3:Morrowind, TES3:Tribunal и TES3:Bloodmoon, во что начинать играть в первую очередь?
Q: Чем отличается однодисковый Morrowind от двухдискового?
Q: Каковы самые минимальные требования игры к составу программно-аппаратных средств?
Q: Что больше всего влияет на скорость игры ?
Q: Кроме низкой скорости игры, существуют ли другие недостатки, связанные с минимальной конфигурацией системы?
Q: При запуске игры появляется сообщение "Необходимый файл динамической библиотеки MSVCP60.DLL не найден" и загрузка прекращается. Что происходит?
Q: Я слышал, что можно заставить работать игру и в 16-битном режиме цветности. Как это сделать, и что от этого изменится?
Q: Я запускаю игру, создаю персонажа, но при попытке выйти из дверей первого же здания игра вылетает в WindowsTM®. Что делать?
Q: Что такое моды и зачем они нужны ?
Q: Как добавить мод к игре?
Q: Как в игре делать скриншоты?
Q: Как узнать, сколько FPS в данный момент отображается на экране?
Q: Как переименовать создаваемый класс персонажа?
Q: В окне инвентаря пропало изображение персонажа, также пропала картинка в описаниях сейвов игры. Можно ли вернуть всё обратно?
Q: Что делать, если мой персонаж застрял в двери или стене или провалился под пол?
Q: Куда пропал один из NPC? Его нет на месте!
Q: Что делать, если нужный NPC провалился под пол?
Q: Мне кажется, что, сказав заклинание Вмешательство Альмсиви (Almsivi Intervention) или Божественное вмешательство (Divine Intervention), я переместился не туда. Отчего это произошло?
Q: Я не могу загрузить сейв игры после установки TES3:Tribunal - при конвертировании журнала система зависает. Что делать?

Общие игровые вопросы


Q: В начале игры предлагают ответить на вопросы, чтобы создать своего персонажа. Имеет ли смысл отвечать на них, или лучше выбрать уже имеющийся класс или создать его самому?
Q: Какой расой лучше играть?
Q: Влияет ли пол персонажа на игру, и если да, то как?
Q: Какой знак Зодиака (Birth Sign) при создании персонажа лучше выбрать?
Q: Можно ли во время игры узнать описания навыков, характеристик, класса игрока?
Q: Почему я так медленно двигаюсь?
Q: Как посмотреть на себя со стороны?
Q: Что такое защёлка бег/ходьба?
Q: Для чего нужен сон?
Q: Почему у меня при отдыхе не восстанавливается магическая энергия (magicka)?
Q: Как восстановить здоровье (health)?
Q: Как восстановить магическую энергию, или ману(magicka)?
Q: Какой уровень в этой игре максимальный?
Q: Есть ли максимальное значение для базовых характеристик и навыков?
Q: Существуют ли в этой игре драконы?
Q: Есть ли в игре возможность использовать Dual-yield режим (оружие в каждой руке), как в Baldur's Gate 2?
Q: Как использовать ключи?
Q: Я убил Дремору (Dremora) или Владыку Дремору (Dremora Lord), а от него осталось только сердце и оружие, а доспехи исчезли, почему?
Q: Правда ли, что Даэдрические (Daedric) доспехи имеют наивысший рейтинг защиты (Armor Class)?
Q: Является ли Даэдрическое (Daedric) оружие наиболее мощным в игре?

Мир и его обитатели


Q: Кто такие PC и NPC?
Q: Как же всё-таки называются деньги?
Q: Где и как можно подзаработать в мире Morrowind?
Q: Где лучше всего хранить вещи?
Q: Что такое пылевые бури (ash storms) и чем они плохи?
Q: Какие бывают болезни и как ими можно заразиться?
Q: Можно ли умереть от обычной болезни (Common disease)?
Q: Как и чем лечить обычные болезни (Common disease)?
Q: Можно ли умереть от мора (Blight)?
Q: Как и чем лечить мор (Blight)?
Q: Можно ли умереть от корпруса (Corprus)?
Q: У меня корпрус (Сorprus)! Что делать?
Q: В какой Дом (House) мне вступить?
Q: Можно ли вступить во все Великие Дома?
Q: Можно ли вступить в Великий Дом Индорил (Indoril)?
Q: Можно ли вступить в Великий Дом Дрес (Dres)?
Q: Зачем на карте отмечены Плато Одаи (Odai Plateu), Uvirith's Grave, Mount Kand, Mount Assarnibibi?
Q: Насколько я помню в предыдущих сериях игры можно было с собой даже тележку со скарбом возить, а в Morrowind'е как с этим обстоят дела?
Q: Почему на меня нападают Ординаторы (Ordinators)?

Вампиры Вварденфелла


Q: Где узнать побольше о вампирах?
Q: Как стать вампиром?
Q: Вампир я или нет?
Q: А как кровь пить?
Q: Правда ли, что если убить вампира, укусившего тебя, можно вылечиться от вампиризма?
Q: Мне надоело быть вампиром. Можно ли вылечиться?

Вопросы по квестам


Q: А где квесты?
Q: Где найти Двемерскую головоломку (Dwemer Puzzle Box)?
Q: Квест Церкви Трибунала (Tribunal Temlple) "Паломничество семи добродетелей" (Seven Graces). Что делать в Канале Загадок (Puzzle Canal)?
Q: Где находится Лук Костегрыз Сул-Сенипула (Bonebiter Bow of Sul-Senipul)?
Q: В гильдии воинов в Садрит Море(Sadrith Mora) мне поручили встретить в развалинах двемерских руин Нчурдамз (Nchurdamz) женщину по имени Лариенна Макрина (Larienna Macrina) и сопровождать её внутрь, я обыскал все руины, но нигде не нашёл и следа её пребывания. Где она?
Q: Со мной не хочет говорить Дивайт Фир (Divayth Fyr) после того, как я убил(а) больных корпрусом (corprus) в подземелье его замка (Corprusarium)! Что делать?

Магия и магические искусства


Q: Чем заклинания (Spells) отличаются от характеристик (Abilities) и способностей (Powers)?
Q: Как удалить заклинание (Spell), способность (Power) или характеристику (Ability) из списка?
Q: Как использовать сапоги ослепляющей скорости (Boots of Blinding Speed)?
Q: Что такое Алхимия?
Q: Почему в хинте (всплывающей подсказке) на некоторых снадобьях и ингредиентах стоят вопросительные знаки?
Q: Как готовить зелья (Potions)?
Q: Можно ли самому изготовить Скууму (Skooma)?
Q: Как вызвать конструктор заклинаний?
Q: Как создать заклинание с нужными свойствами самому?
Q: Что означают обозначения в списке заклинаний и в хинте (всплывающей подсказке) к заклинанию?
Q: Что такое камень душ (Soul Gem)?
Q: Какие бывают камни душ и где их можно найти?
Q: Как заключить душу в камень?
Q: Как создать магический предмет?
Q: Что такое постоянный эффект?
Q: Что нужно для создания предмета с постоянным эффектом?
Q: Возможно ли сохранить призванный предмет?
Q: Что означают обозначения в хинте (всплывающей подсказке) магического оружия?
Q: У меня магическое оружие с эффектом срабатывания магии при ударе (Cast when strikes), через некоторое время заряды кончаются. Как быть?

Прочие искусства


Q: Почему моё оружие не действует против некоторых враждебных существ?
Q: Нужно ли развивать навык Кузнец (Armorer), ведь в городах, как правило, есть кузнецы, которые могут отремонтировать моё снаряжение?
Q: Как можно быстро развить навык Меткость (Marksman)?
Q: Что лучше использовать - арбалет (crossbow) или лук (bow)?
Q: Имеет ли смысл комбинировать броню?
Q: Имеет ли смысл играть со щитом, ведь есть очень хорошее двуручное оружие?

Популярные вопросы по игре The Elder Scrolls 3 : Morrowind, Tribunal, Bloodmoon

Авторы: Alina, Voron


Также над FAQ работали: En-Vec, Arnx, Infernal Knight, Blacknik & Rivan

Общие технические вопросы


Q: Какие версии игры существуют и какую версию лучше купить?
A: Неофициальных версий игры существует великое множество, поскольку игра выходила трижды. Соответственно, с каждым новым адд-ином неофициальных версий всё больше.

Самые первые неофициальные версии выходили на одном диске и содержали только TES3 : Morrowind, русскую и английскую версии. Известно о существовании такой версии игры от Фаргуса (русская + английская), и ещё одной безымянной русско-английской версии, на обложке которой была нарисована статуя Азуры. На безымянную английскую версию не ставились официальные патчи, также во многих неофициальных ранних версиях невозможно было получить продвижение в гильдиях и начать выполнять задания основной сюжетной ветки из-за отсутствия такого пункта в диалогах NPC. Соответственно, нормальное прохождение игры становилось невозможно.

Существует, однако, версия TES3 : Morrowind на одном диске, в английской версии которой глюков не наблюдается. Она выпущена в джевел-коробке чёрного цвета с надписью "1С", но версия неофициальная, так как перевод выполнен в виде подключаемого плагина и представляет собой отдельный .esp - файл.

С выходом TES3 : Tribunal была выпущена вторая волна неофициальных версий, содержащая TES3 : Morrowind и TES3 : Tribunal.
Авторам известна одна подобная однодисковая версия, на джевел - коробке которой написано "Фаргус" и нарисован стражник Mournhold'а с копьём. Диск содержит русскую и английскую версию TES3 : Morrowind + TES3 : Tribunal, перевод выполнен в виде подключаемого плагина и представляет собой отдельный .esp - файл. Звуки переведены неплохо, хотя перевод, по отзывам игроков, оставляет желать лучшего. С сэйвами от других неофициальных версий игра вылетает в Windows, если игрок умирает, причём если начать играть с самого начала в этой версии, подобного бага не наблюдается. При попытке одеть даэдрический щит игра таже вылетает в Windows. Других глюков обнаружено не было.

Поскольку во всех русских неофициальных локализациях перевод не лучше, а мод (плагин) с переводом может быть не совсем "чистым" (то есть он, помимо перевода, может внести в игру нежелательные изменения), то если у вас нет возможности купить английскую версию TES3 : Morrowind, TES3 : Tribunal и TES3 : Bloodmoon, либо вы не владеете английским настолько, чтобы комфортно играть, лучше купить официальную локализацию TES3 : Morrowind, TES3 : Tribunal, TES3 : Bloodmoon от 1С/Акелла, выпускаемые в джевеле или в коробке.

О выпущенных после выхода официальной английской версии TES3 : Bloodmoon безымянных или неофициальных русских версиях игры подробностей не известно.


Q: Какие патчи для игры существуют?
A: Английская версия игры.
Оригинальная английская TES3:Morrowind имеет версию 1.0. Существуют два патча, совершенствующие игру соответственно до версий 1.1.0605 и 1.2.0722, которые можно скачать с официального сайта Bethesda, посвящённого играм серии TES3.
TES3:Tribunal доводит игру до версии 1.3.1029.Для TES3:Tribunal существует один небольшой патч, обновляющий игру до версии 1.4.1313.
TES3:Bloodmon доводит игру до версии 1.5.1629.Для TES3:Bloodmoon на настоящий момент времени существует один патч, исправляющий весьма существенные ошибки геймплея.Соответственно, окончательный номер английской версии будет 1.6.1820.

Русская официальная версия игры от 1С/Акелла.
Русская локализация TES3:Morrowind уже изначально имеет версию 1.2.0722, то есть она пропатчена локализаторами. И, хотя нельзя сказать, что в TES3:Morrowind нет никаких ошибок, не существует никаких других патчей от 1С/Акелла.
Русская локализация TES3:Tribunal имеет версию 1.3.1029. Для неё также существует один небольшой патч, обновляющий игру до версии 1.4.1313. Скачать его можно с официального сайта 1С, посвящённого играм.
Официальная русская локализация TES3:Bloodmoon, очевидно, имеет версию 1.6.1820, но данная информация пока не проверена.


Q: У меня есть диски с TES3:Morrowind, TES3:Tribunal и TES3:Bloodmoon, во что начинать играть в первую очередь?
A: TES3:Morrowind в любом случае необходимо поставить - это основная игра TES3.Tribunal является первым дополнением (add-in) к игре, и не может быть установлен без TES3:Morrowind или перед ней. После установки Morrowind вы можете либо поставить Tribunal, либо не ставить - основной сюжет от этого не изменится. С Tribunal появляется возможность разметки записей журнала по квестам, что значительно упрощает навигацию, если вы будете выполнять несколько квестов одновременно, а также возможность делать пометки на карте. Ну и, конечно же, Tribunal добавляет новых монстров, квесты, местность, оружие, доспехи и многое другое, но всё это никак(ну, скажем так - почти никак, за исключением новых веток диалога персонажей) не изменяет TES3:Morrowind. Правда, без Tribunal'а не все тайны Morrowind'а удасться разгадать...Bloodmoon является вторым дополнением (add-in) к игре, может быть установлен без Tribunal. В нём добавлены новые северные территории Империи, много новых квестов, монстров, оружия, доспехов, а также появляется возможность превратиться в оборотня. В Bloodmoon также включены появившиеся в Tribunal'е разметка журнала по квестам и возможность пометок на карте, так что для использования данных возможностей Tribunal не обязателен.
Так что можете смело ставить три диска сразу и играть одновременно и в Morrowind, и в Tribunal, и в Bloodmoon.

Q: Чем отличается однодисковый Morrowind от двухдискового?
A: На втором диске лежат распакованные файлы текстур и моделей для Construction Set'а. Эти файлы требуются достаточно редко, только для создания собственных модов, и то только в том случае, если вы планируете изменить для существующих моделей текстуры, графику или анимацию.

Q: Каковы самые минимальные требования игры к составу программно-аппаратных средств?
A: Игра достаточно требовательна к вашей машине, так что вполне возможно, что перед покупкой диска Вы захотите провести апгрейд, как это сделала часть авторов данного FAQ ;-)

Минимальные аппаратные требования игры следующие :
  • процессор марки Intel Pentium III, Celeron либо AMD Athlon с частотой 500 MHz,
  • 128Mb RAM (в случае использования операционной системы Windows 98 или Windows ME), либо
    256Mb RAM (в случае использования операционной системы Windows 2000 или Windows XP),
  • совместимая с Direct3D и DirectX 8.0 видеокарта (начиная от Riva TNT2) с 32Mb оперативной памяти,
  • совместимая с DirectX 8.0 звуковая карта,
  • 8x-CD-ROM или DVD-ROM привод,
  • стандартная клавиатура,
  • мышь или джойстик

Минимальные программные требования следующие :
  • DirectX 8.1* (в большинстве случаев поставляется вместе с игрой),
    Игра замечательно идёт и с DirectX 8.0.
  • ОС Windows 98* SE, Windows 2000, Windows XP, Linux

  • Возможно использование Windows 98 после установки дополнительной библиотеки


Q: Что больше всего влияет на скорость игры ?
A: Опытным путём выяснено, что игра критична к размеру оперативной памяти и памяти видеокарты, то есть увеличивая размер оперативной памяти системы и видеокарты можно получить существенный прирост к производительности игры при остальных неизменных параметрах системы.

Q: Кроме низкой скорости игры, существуют ли другие недостатки, связанные с минимальной конфигурацией системы?
A: Существует не до конца проверенная информация о том, что игра при минимальной конфигурации системы увеличивает шанс потери сэйвов вследствие невозможности их последующей загрузки, проваливания NPC, вещей и персонажа сквозь пол. Замечено, что при увеличении RAM частота обоих этих явлений уменьшается.

Q: При запуске игры появляется сообщение "Необходимый файл динамической библиотеки MSVCP60.DLL не найден" и загрузка прекращается. Что происходит?
A: Скорее всего, Вы используете операционную систему Windows 98. В этой операционной системе данного файла нет. Но не стоит отчаиваться. Скачайте эту билиотеку отсюда.

Для того, чтобы установить её в Вашей системе, сделайте следующее :
  1. Скопируйте файл msvcp60.dll в каталог Windows/System (Здесь Windows - каталог операционной системы на Вашем компьютере, название может быть произвольным);


  2. В любой командной строке (например, из меню Пуск->Выполнить) выполните команду (наберите текст и нажмите клавишу [Enter] ):

    regsvr32 msvcp60.dll

Всё, можете запускать игру. У обладателей Windows 98 SE (Second Edition) эта библиотека установлена по умолчанию.

Q: Я слышал, что можно заставить работать игру и в 16-битном режиме цветности. Как это сделать, и что от этого изменится?
A: Для этого необходимо проделать следующую процедуру:

  1. Oткройте файл morrowind.exe из папки с игрой в любом hex-редакторе (например в WinHex или в Hex Workshop, но не в текстовом редакторе, иначе вы не сможете этот файл правильно сохранить).


  2. Найдите и замените в нем две строки:

    3DFMT_INDEX32 на 3DFMT_INDEX16
    3DFMT_D32 на 3DFMT_D16


  3. Сохраните файл, и можете запускать игру.

Подобная замена заставляет игру работать в 16-битном режиме цветности. Это означает, что некоторые текстуры в процессе игры будут отображаться не совсем корректно, но скорость игры увеличится. Однако для запуска игры всё равно будет необходим 32-битный режим цветности, так что уменьшить минимальные требования игры к видеокарте таким способом не получится.

Q: Я запускаю игру, создаю персонажа, но при попытке выйти из дверей первого же здания игра вылетает в WindowsTM®. Что делать?
A: Попробуйте переустановить драйвера видеокарты и заменить их на более новые. Если это не помогло, попробуйте поставить другую версию DirectX - например, оказаться от использования версии 8.1 и использовать версию 8.0, либо поставить самую новую версию.

Во всех известных авторам случаях проблема такого рода
была решена вышеперечисленными способами, чаще всего первым.


Q: Что такое моды и зачем они нужны ?
A: Моды - это некоторые изменения самого игрового процесса, добавление к игровому миру каких-либо локаций, зданий, людей, животных, квестов, возможно, изменение некоторых законов игрового мира или какой-то графики. Моды служат, в первую очередь, для настройки игры "под себя", а также несколько разнообразят игровой мир, добавляя то, чего там нет или убирая то, что, как вы считаете, там не нужно. Моды создаются либо самой компанией-разработчиком игры (тогда эти моды называются официальными), либо другими людьми. Моды бесплатны и их можно скачать с Интернет. Однако большинство модов сделано для английской версии игры, и может некорректно работать с русской версией от 1С. В частности, это касается модов, в которых есть диалоги, а также модов, изменяющих свойства и характеристики содержащихся в игре предметов или существ.

Q: Как добавить мод к игре?
A: Для того, чтобы добавить мод к игре, необходимо:
  1. Разархивировать файлы мода в соответствии с инструкцией, которая обычно прилагается к моду в виде текстового файла внутри архива. Если мод состоит из одного файла с расширением .esp, просто поместите его в каталог ../Morrowind/Data Files


  2. Запустить программу Morrowind Launcher.exe из папки с игрой.


  3. В появившемся меню выбрать пункт "Файлы" или в некоторых неофициальных версиях - "Данные" (Data Files).


  4. Отметить (двойным щелчком мыши на чекбоксе рядом с названием файла с модом), какие моды вы хотите запустить.
  5. Нажать на кнопку ОК, а затем запустить игру.
Все моды имеют расширение .esp, файлы с расширением .esm - это мастер-файлы (основные файлы) игры. На сегодняшний день существует по три официальных мастер-файла игры для английской и русской официальных версий - morrowind.esm, tribunal.esm, bloodmoon.esm.

После установки некоторых модов при запуске игры может появляться сообщение, что установленный мод предназначен для более старой версии. В большинстве случаев это никак не скажется на игровом процессе, поэтому можно продолжить запуск игры.

Q: Как в игре делать скриншоты?
A: Для того, чтобы во время игры можно было делать скриншоты, необходимо
  1. Выйти из игры


  2. Открыть файл morrowind.ini из папки с игрой в любом текстовом редакторе (Notepad/Блокнот, MS Word)


  3. Найти в этом файле строку Screen Shot Enable=0


  4. Заменить 0 на 1 (получив Screen Shot Enable=1)


  5. Сохранить сделанные изменения


  6. Закрыть файл morrowind.ini


  7. Запустить игру заново


Теперь можете делать скриншоты с помощью клавиши [PrintScreen].
Кстати, если хотите сделать скриншот своего персонажа с нужной вам стороны, зажмите клавишу [tab], и с помощью мыши установите угол обзора. Если клавишу [tab] отпустить, вид вернется к тому, что был до нажатия - от первого, либо от третьего лица.

Q: Как узнать, сколько FPS в данный момент отображается на экране?
A: Для того, чтобы во время игры можно было узнать,сколько FPS отображается на экране, необходимо
  1. Выйти из игры


  2. Открыть файл morrowind.ini из папки с игрой в любом текстовом редакторе (Notepad/Блокнот, MS Word)


  3. Найти в этом файле строку Show FPS=0


  4. Заменить 0 на 1 (получив Show FPS=1)


  5. Сохранить сделанные изменения


  6. Закрыть файл morrowind.ini


  7. Запустить игру заново
В процессе игры в правом нижнем углу будет отображаться текущее значение FPS.

Q: Как переименовать создаваемый класс персонажа?
A: Щёлкните мышкой в районе поля с названием класса, и вводите своё название. Хотя курсор и не отображается, класс будет переименован.

Q: В окне инвентаря пропало изображение персонажа, также пропала картинка в описаниях сейвов игры. Можно ли вернуть всё обратно?
A: Попробуйте переустановить драйвер видеокарты или заменить его на более новый. Если это не помогло, попробуйте переустановить саму игру.

Q: Что делать, если мой персонаж застрял в двери или стене или провалился под пол?
A: Попробуйте применить заклинание или использовать свиток на основе одного из следующих магических эффектов:
  • "Левитация" (Levitate);
  • "Божественное вмешательство" (Divine Intervention);
  • "Вмешательство Альмсиви" (Almsivi Intervention);
  • "Возврат" (Recall) - если где-то есть пометка для телепортации, установленная раньше с помощью магического эффекта "Пометка" (Mark). Можно также попробовать применить пару эффектов "Пометка" - "Возврат" (Mark-Recall).
Годится также какой-нибудь магический предмет с вышеописанным магическим эффектом, либо снадобье левитации.Если же Вы играете воином или по какой-либо другой причине у вас нет ничего на основе предложенных магических эффектов, можно попробовать попрыгать - иногда помогает при застревании.Если и это не помогло, существует ещё одна возможность - использование консоли.

Консоль - это текстовая панель для ввода определённых команд, обычно используется разработчиками в процессе тестирования игры.Для вызова на экран окна консоли необходимо нажать клавишу [~] (тильда).

Для того, чтобы спасти своего персонажа из западни, необходимо:
  1. Набрать в консоли команду FixMe (регистр букв важен!) и нажать клавишу [Enter].


  2. Убрать консоль с экрана повторным нажатием клавиши [~].


Q: Куда пропал один из NPC? Его нет на месте!
A: Если Вы его (её) нечаянно не убили, то он, возможно, провалился под пол. См. следующий вопрос.

Q: Что делать, если нужный NPC провалился под пол?
A: Существует возможность достать этого несчастного из-под земли с использованием консоли.

Консоль - это текстовая панель для ввода определённых команд, обычно используется разработчиками в процессе тестирования игры.Для вызова на экран окна консоли необходимо нажать клавишу [~] (тильда).

Для того, чтобы вытащить провалившегося NPC, необходимо:

    Способ 1:
  1. Набрать в консоли команду RA и нажать клавишу [Enter].

  2. Убрать консоль с экрана повторным нажатием клавиши [~].
Все NPC расставятся на свои исходные места.

    Способ 2:
  1. Набрать в консоли команду  StartScript GlobalFixNPCs  и нажать клавишу [Enter].


  2. Убрать консоль с экрана повторным нажатием клавиши [~].
Все NPC будут расставлены по исходным местам в игре.

Q: Мне кажется, что, сказав заклинание Вмешательство Альмсиви (Almsivi Intervention) или Божественное вмешательство (Divine Intervention), я переместился не туда. Отчего это произошло?
A: Скорее всего, дело вот в чём. Вы зашли в помещение (interior), откуда переместились куда-то посредством магии или телепортации. Далее, не выходя на улицу, вы сказали заклинание вмешательства - Альмсиви или Божественного. И переместились к храму или имперскому алтарю, но не ближайшему к вам, а ближайшему к той точке пространства (exterior), откуда вы впервые зашли в помещение (interior). Такова особенность этих заклинаний, и её просто нужно принимать во внимание.

Q: Я не могу загрузить сейв игры после установки TES3:Tribunal - при конвертировании журнала система зависает. Что делать?
A: Не волнуйтесь, система не зависает:-) Конвертирование журнала - операция весьма длительная, в зависимости от количества выполненных и полученных квестов этот процесс длится от нескольких минут до нескольких часов, поэтому необходимо просто набраться терпения.

Общие игровые вопросы


Q: В начале игры предлагают ответить на вопросы, чтобы создать своего персонажа. Имеет ли смысл отвечать на них, или лучше выбрать уже имеющийся класс или создать его самому?
A: При ответе на вопросы будет автоматический выбран один из уже имеющихся созданных разработчиками классов (профессий) персонажа, который, как они считают, более всего подходит вашему мировоззрению, выраженному в ответах на предложенные вопросы. Поэтому чтобы персонаж максимально соответствовал вашим потребностям, лучше всего, как и в большинстве РПГ игр, создавать персонажа самостоятельно.

Q: Какой расой лучше играть?
A: Это выбор играющего, представителем какой расы ему играть. Но у каждой расы есть свои склонности, так, например, воина лучше делать из Редгарда (Redguard), Орка (Orc) или Нордлинга (Nord), мага - из Бретона (Breton) или Высокого Эльфа (High Elf), вора - из Хаджита (Khajiit) или Лесного Эльфа (Wood Elf). При выборе расы можно ознакомиться со всеми положительными и отрицательными характеристиками, присущими той или иной расе.

Q: Влияет ли пол персонажа на игру, и если да, то как?
A: Некоторые начальные значения базовых характеристик для мужчин и женщин каждой расы разные. Например, женщины-тёмные эльфы менее выносливы, но более ловки, чем мужчины этой расы. Сумма значений всех начальных значений базовых характеристик, тем не менее, одинакова, что не даёт преимущества какому-либо полу, к тому же, базовые характеристики растут с ростом мастерства персонажа.
Рост и вес мужчины и женщины одной расы также различен, но не намного. К тому же, рост и вес персонажа влияют только на восприятие игроком внешнего мира и себя.
В Morrowind'е после установки официального plug-in'а "LeFemme Armor", а также в Tribunal'е и Bloodmoon'е существуют модели доспехов, которые могут носить только женщины.
Для мужского и женского персонажа в Morrowind предусмотрено небольшое романтическое приключение, к сожалению, именно небольшое.

Q: Какой знак Зодиака (Birth Sign) при создании персонажа лучше выбрать?
A: Это дело предпочтения, у каждого будет свой выбор, но имеет смысл задуматься над тем, что со временем некоторые знаки, дающие какие - либо магические заклятия, например, Башня (Tower) - потеряют свою пользу - в частности, после того, как появятся свитки отпирания, будет изучено заклятие отпирания или просто развит навык Безопасность (Security). А другие знаки, влияющие на главные характеристики персонажа или его умения, будут полезны в течение всей игры. С другой стороны, не стоит забывать, что максимальное значение базовых характеристик персонажа - 100, поэтому знаки, увеличивающие эти характеристики в самом начале, тоже обладают ограниченной полезностью. При выборе знака Атронах (Atronach) стоит учитывать, что персонаж не сможет восстанавливать запасы магической энергии(magicka) во время сна, а сможет это делать только поглощая энергию из направленных против него заклинаний, либо с помощью снадобий (potions).

Q: Можно ли во время игры узнать описания навыков, характеристик, класса игрока?
A: Можно. При наведении мышкой на соответствующие названия в окне меню персонажа будет предоставлена контекстная справка.

Q: Почему я так медленно двигаюсь?
A: В отличиe от большинства других игр, в TES 3 (The Elder Scrolls 3) скорость передвижения персонажа зависит от его характеристик: Скорости (Speed) и навыка Атлетики (Athletics). Также имеет значение переносимый вес - чем больший Вы несёте груз, тем медленнее идёте и больше устаёте. Что касается бега, (по умолчанию Always Run вызывается клавишей [Caps Lock]), то на него тратится немало энергии (fatigue)*, так что вам время от времени придется переходить на шаг или восстанавливать энергию с помощью свитков (scroll), магических предметов, заклинаний или снадобий (potion).

*   В версии 1С "fatigue" переводится как "усталость".

Q: Как посмотреть на себя со стороны?
A: Нажмите клавишу [tab] и не отпускайте.
Манипулируя мышью, можно посмотреть на своего персонажа с любого угла обзора. При отпускании клавиши [tab] обзор вернётся к исходному, то есть либо от первого, либо от третьего лица.

Q: Что такое защёлка бег/ходьба?
A: Защёлкой бег/ходьба является кнопка [Q] *. Нажатие на неё один раз избавляет от необходимости держать кнопку [W] * - "движение вперёд". Как при этом будет двигаться персонаж - идти или бежать, зависит от выбранного клавишей [CapsLock] * режима передвижения. Повторное нажатие на кнопку [Q] * возвращает персонажа в обычный вид передвижения с использованием клавиши [W] *.

указаны клавиши, установленные в игре по умолчанию.

Q: Для чего нужен сон?
A: Во время сна происходит восстановление здоровья, маны и проходит усталость. Кроме того именно во время сна происходит переход на новый уровень. Кроме того, во время сна на вас могут напасть...

Q: Почему у меня при отдыхе не восстанавливается магическая энергия (magicka)?
A: При генерации персонажа вы выбрали знак Atronach, одним из характеристик (Ability) которого является замороженная магия (Stunted Magicka), т.е. невозможность регенерации магической энергии. Зато этот же знак даёт возможность поглощения магической энергии (Spell Absorption 50 pts), позволяющий восстановить магическую энергию во время боя с каким-либо магическим существом - человеком, животным, даэдрой, нежитью.

Q: Как восстановить здоровье (health)?
A: Восстановить здоровье можно следующими способами :
  • с помощью сна, если вы не вампир.
    Для этого необходимо найти кровать, спальный мешок или гамак, никому не принадлежащие - потому что спать на чужих кроватях запрещено законом, за нарушение которого положен штраф, да и поспать вам всё равно не дадут стражники или владельцы спального места. Подходит кровать в пустующем или опустевшем доме, в гостевых комнатах гильдии, членом которой вы являетесь, в таверне в номере, за который вы заплатили владельцу таверны (обычно он стоит за стойкой бара). Если вы являетесь владельцем дома, можете спать в нём. Если же спальных мест нигде нет, можно спать и на открытой местности (вне городских стен, так как в городах и других поселениях на улице спать также запрещено), в пещере, двемерских или даэдрических руинах (dwemer ruines, daedric ruines), заброшенных крепостях данмеров (old dunmer stronghold). Не следует забывать, что во время сна на персонажа могут напасть, и в этом плане сон в городе обладает рядом преимуществ.

  • Выпить зелье, восстанавливающее здоровье.
    Такое зелье можно купить в городах, фортах или поселениях у торговцев, алхимиков, аптекарей, а также в Церкви Трибунала (Tribunal Temple). Можно также приготовить его самому .

    Существует 5 типов зелий, восстанавливающих здоровье (Restore Health potion), различающихся по силе действия и цене (действие зелья во всех случаях равно 5 секундам):
    • Bargain Restore Health (восстанавливает 5 единиц здоровья каждую секунду, базовая цена 5 септимов)
    • Cheap Restore Health (восстанавливает 10 единиц здоровья каждую секунду, базовая цена 15 септимов)
    • Standard Restore Health Potion (восстанавливает 50 единиц здоровья каждую секунду, базовая цена 35 септимов)
    • Quality Restore Health (восстанавливает 100 единиц здоровья каждую секунду, базовая цена 80 септимов)
    • Exclusive Restore Health (восстанавливает 200 единиц здоровья каждую секунду, базовая цена 175 септимов)

  • Купить и прочитать свиток с заклинанием, например,
    • Свиток Исцеления (Scroll of Healing): действует 5 секунд, восстанавливает 50 ед. здоровья, базовая цена 107 септимов;
    • Свиток Благословения Воина (Scroll of Warrior's Blessing): восстанавливает от 20 до 80 ед. здоровья за 2 сек, + от 20 до 80 ед. жизненной силы за 2 сек. + увеличение атаки от 10 до 30 ед. в течение 60 сек. Базовая цена 152 септима.

  • Произнести заклинание восстановления здоровья

  • Воспользоваться магической вещью, восстанавливающей здоровье.
    Для этого надо выбрать вещь в списке магических предметов, дважды кликнув на ней, выйти из режима меню, перейти в режим произнесения заклинаний (по умолчанию клавиша [R]) и кликнуть левой кнопкой мыши.

  • Воспользоваться святилищем Церкви Трибунала (shrine of Tribunal Temple) или Имперским Алтарём (Imperial Cult altar).


Q: Как восстановить магическую энергию, или ману(magicka)?
A: Восстановить магическую энергию можно следующими способами :
  • с помощью сна, если ваш персонаж не Атронах (Atronach) по знаку Зодиака.
    Для этого необходимо найти кровать, спальный мешок или гамак, никому не принадлежащие - потому что спать на чужих кроватях запрещено законом, за нарушение которого положен штраф, да и поспать вам всё равно не дадут стражники или владельцы спального места. Подходит кровать в пустующем или опустевшем доме, в гостевых комнатах гильдии, членом которой вы являетесь, в таверне в номере, за который вы заплатили владельцу таверны (обычно он стоит за стойкой бара). Если вы являетесь владельцем дома, можете спать в нём. Если же спальных мест нигде нет, можно спать и на открытой местности (вне городских стен, так как в городах и других поселениях на улице спать также запрещено), в пещере, двемерских или даэдрических руинах (dwemer ruines, daedric ruines), заброшенных крепостях данмеров (old dunmer stronghold). Не следует забывать, что во время сна на персонажа могут напасть, и в этом плане сон в городе обладает рядом преимуществ.
  • Выпить зелье, восстанавливающее магическую энергию.
    Такое зелье можно купить в городах, фортах или поселениях у торговцев или алхимиков, а также в Церкви Трибунала (Tribunal Temple). Можно также приготовить его самому .Существует 5 типов зелий, восстанавливающих магию (Restore Magicka potion), различающихся по силе действия и цене (действие зелья во всех случаях равно 5 секундам):
    Bargain Restore Magicka (восстанавливает 5 единиц магической энергии, базовая цена 5 септимов)
    Cheap Restore Magicka (восстанавливает 10 единиц магической энергии, базовая цена 15 септимов)
    Standard Restore Magicka Potion (восстанавливает 50 единиц магической энергии, базовая цена 35 септимов)
    Quality Restore Magicka (восстанавливает 100 единиц магической энергии, базовая цена 80 септимов)
    Exclusive Restore Magicka (восстанавливает 200 единиц магической энергии, базовая цена 175 септимов)
  • Купить и прочитать свиток с заклинанием, хотя такие свитки - весьма редкая вещь.
  • Воспользоваться магической вещью, восстанавливающей магическую энергию.
    Для этого надо выбрать вещь в списке магических предметов, дважды кликнув на ней, выйти из режима меню, перейти в режим произнесения заклинаний (по умолчанию клавиша [R]) и кликнуть левой кнопкой мыши.


Q: Какой уровень в этой игре максимальный?
A: Специального ограничения на максимальный уровень персонажа (level cap) в игре нет, то есть теоретически можно достигнуть максимума во всех навыках и базовых характеристиках.

Q: Есть ли максимальное значение для базовых характеристик и навыков?
A: Все базовые характеристики и навыки имеют максимальное значение 100, которого можно достигнуть обучением для навыков и повышением уровня персонажа для базовых характеристик. Но с помощью магии либо зелий можно временно увеличить значение любой базовой характеристики или любого навыка на произвольную (теоретически) величину.

Q: Существуют ли в этой игре драконы?
A: В провинции Морровинд драконов нет, по крайней мере живых. Статуя дракона есть в Эбенгарде (Ebonheart). В столице и в северных колониях драконов также не обнаружено.

Q: Есть ли в игре возможность использовать Dual-yield режим (оружие в каждой руке), как в Baldur's Gate 2?
A: Нет, в TES3 не предусмотрено ведения боя с оружием в каждой руке (меч + кинжал или два топора или что-либо).

Q: Как использовать ключи?
A: Ключи автоматически используются при наличии у персонажа.

Q: Я убил Дремору (Dremora) или Владыку Дремору (Dremora Lord), а от него осталось только сердце и оружие, а доспехи исчезли, почему?
A: Так и положено по игре, Даэдрические доспехи приходится скрупулезно собирать и искать, другой вопрос - насколько они нужны.

Q: Правда ли, что Даэдрические (Daedric) доспехи имеют наивысший рейтинг защиты (Armor Class)?
A: Даэдрические доспехи действительно обладают самым высоким рейтингом защиты из всех не уникальных наборов доспехов, правда, они также очень и очень тяжелы. Но в игре существуют артефактные кольчуги, шлемы, рейтинг которых выше, вес ниже, да еще и наличествует магический эффект (иногда постоянный).

Q: Является ли Даэдрическое (Daedric) оружие наиболее мощным в игре?
A: Нет, как правило, во всех видах вооружения существуют артефактные аналоги меньшего веса или большей силы.

Мир и его обитатели


Q: Кто такие PC и NPC?
A: Во всех компьютерных и не только ролевых играх NPC (Non-playable character) обозначает разумного представителя мира, с которым ваш персонаж может поговорить, но которым вы не можете непосредственно управлять, на 100% контролировать его действия и решать, как он поступит.
PC (Playable character) - Это ваш персонаж, или аватара, то есть то существо, которым вы являетесь в данном игровом мире и чьё поведение и поступки на 100% контролируете.

Q: Как же всё-таки называются деньги?
A: Деньги в мире Морровинда официально называются септимы (septims). Но также в разговоре с местными жителями можно услышать слово "дрейки" (drakes) - так называют деньги жители Вварденфелла. Иногда вам встретится название "золото" (gold) - это ещё одно именование денег.

Q: Где и как можно подзаработать в мире Morrowind?
A: Для того, чтобы подзаработать, существуют разные способы

    Законные

  • Выполнение заданий (квестов) отдельных людей или гильдий (factions).
    Следует учитывать, что деньги часто не очень большие, а некоторые люди отблагодарят вас добрым словом либо ценной вообще или только для них вещью.
  • Добыча жемчуга.
    Во время ваших путешествий по водам, окружающим остров, вам встретятся большие или маленькие раковины (small kollop, kollop, large kollop), в которых время от времени попадаются жемчужины. Не следует забывать о том, что в прибрежных водах кроме вашего персонажа может плавать ещё кто-то, отнюдь не добродушно настроенный, а также о том, что при нырянии приходится задерживать дыхание.
  • Снятие ценных вещей с поверженных врагов и враждебных существ и их последующая продажа.
    Если на вас напали первым, вы имеете право защищать себя - таков закон.
  • Личное имущество поверженных врагов также можно считать законной добычей;)
  • Поимка душ в камни и их последующая продажа.
  • Собирание алхимических ингредиентов с их последующей продажей.
    Недостаток - таким образом можно заработать очень немного денег - большинство ингредиентов стоят недорого.
  • Составление алхимических снадобий с их последующей продажей.
  • Продажа найденных вещей.
    Много ценного можно найти в попадающихся на побережьи и в горах пещерах, гротах, которые облюбовали для жилья или складов разбойники или контрабандисты, в заброшенных данмерских крепостях (dunmer strongholds) и даэдрических руинах (Daedric ruines)


    Не очень законные

  • Добыча двемерских (dwemer) раритетов в двемерских развалинах (dwemer ruins).
    Торговля такими вещами запрещена законом, если у вас нет разрешения на подобную торговлю. Но обычно торговцы всё же покупают такие вещи, хотя и не все. Никакого уголовного наказания за подобные сделки не последует.
  • Разграбление данмерских (dunmer) могил предков (Ancestral tombs). Данмеры чтят своих предков, поэтому действие это не вполне законно...
  • Продажа эбонита-сырца (raw ebony) и вулканического стекла-сырца (raw glass).
    Если вы нашли где-то эти минералы, можете их продать, хотя это и не вполне законно. Никакого наказания за подобные сделки не последует, если вас не поймают охранники в шахте за добычей минералов.
  • Прочие, ещё не известные способы;)


    Незаконные

  • Незаметная экспроприация чужих вещей с последующей их продажей.
    Главное - не продавать вещи тем торговцам, у которых вы их украли - они их опознают, и вам придётся отвечать перед законом.
  • Убийство людей с целью наживы, когда ваш персонаж нападает на них первым.
    Это преступление, и за вашу голову будет назначена награда.


Q: Где лучше всего хранить вещи?
A: Не стоит хранить вещи в чьих-то сундуках, особенно если там уже были какие-то вещи. Лучше хранить их на полу, на кровати, в пещере, на земле, либо в сундуке, который изначально был пуст. NPC, в отличие, например, от Арканума, не интересуют какие-либо лежащие ценности, они не будут пытаться их присвоить.
При установке модов с домами надо также проявлять осторожность - при изменении дома (вследствие установки другой версии этого же мода, отключении этого мода, установке конфликтующего территориально мода) все вещи пропадут (если сохраниться). Соответственно, перед этими процедурами необходимо вынести все вещи из помещения и поместить их в то место, которое не подвергнется изменениям.

Q: Что такое пылевые бури (ash storms) и чем они плохи?
A: Пылевые бури(ash storm) - это поднятый ветром в воздух вулканический пепел, источником которого является расположенный в центре острова Вварденфелл (Vvardenfell) действующий вулкан Красная Гора (Red Mountain). Пылевые бури сильно ухудшают видимость и снижают дальность обзора, а сильный ветер влияет на скорость передвижения - она уменьшается, если идти против ветра и увеличивается, когда ветер дует в спину. Местные жители утверждают, что существует разновидность пылевых бурь - моровые бури (blight storm), которые вызывают мор (blight).

Q: Какие бывают болезни и как ими можно заразиться?
A: Болезни делятся на четыре категории :

    1. Обычные болезни (Common Disease) :

  • Атаксия (Ataxia)
  • Бурая гниль (Brown Rot)
  • Лихорадка (Chills)
  • Расстройство желудка (Collywobbles)
  • Мокрый червь (Dampworm)
  • Изнеможение (Droops)
  • Зелёные споры (Greenspore)
  • Адская подагра (Helljoint)
  • Хрипунец (Rattles)
  • Каменная подагра (Rockjoint)
  • Язва мозга (Rust chancre)
  • Змеевитое слабоумие (Serprginous Dementia)
  • Болотная лихорадка (Swamp Fever)
  • Разжижение мозга (Witbane)
  • Ведьмина сушь (Witchwither)
  • Иссушение (Wither)
  • Жёлтый клещ (Yellow Tick)
  • Кровавая чума (Crimson Plague) *
  • Гниение костей (Rotbone) *

*  Добавлены в TES3:Tribunal

Чаще всего обычными болезнями можно заразиться от больных животных, когда они на Вас нападают. Заразиться при употреблении мяса больных животных либо от трупа больного животного нельзя.

    2. Мор (Blight Disease) :

  • Пепельная скорбь (Ash woe blight)
  • Пепельная язва (Ash-chancre)
  • Чёрное сердце (Black-heart Blight)
  • Чьязва (Chantrax Blight)


Мором можно заразиться от больных животных, когда они на Вас нападают. Заразиться при употреблении мяса больных животных либо от трупа больного животного нельзя. Местные жители утверждают, что мором можно заразиться, попав в моровую пылевую бурю (blight storm), но никому из авторов данного FAQ таким образом заразиться ни разу не удавалось.

    Гемофилия венценосных (Porphyric Hemophilia) - разновидность обычной болезни (Common Disease), но переходит в вампиризм через три дня после заражения. Этой болезнью можно заразиться если вас укусит - то есть нанесёт повреждение в рукопашном бою - вампир.

    4. Корпрус (Corprus) - разновидность мора (Blight), в общем случае эта болезнь считается неизлечимой. Вообще-то корпрус некоторые склонны считать проклятием Дагот Ура, или его Благословением (как кому приятнее думать). Другое название корпруса - Divine Disease(Божественная болезнь).

Q: Можно ли умереть от обычной болезни (Common disease)?
A: Умереть от обычной болезни (Common Disease) нельзя, болезнь лишь разово понижает значения каких-либо базовых характеристик персонажа (кроме Ведьминой суши(Witchwither), которая вызывает паралич). Правда, не вылечившись в 3 дня от болезни Гемофилия венценосных (Porphyric Hemofilia), персонаж становится вампиром. Также люди не захотят общаться с вашим персонажем, боясь заразиться.

Q: Как и чем лечить обычные болезни (Common disease)?
A: Обычную болезнь(Common disease) можно вылечить одним из следующих способов :
  • Выпить зелье (potion) "Зелье лечения обычных недугов" (Potion of Cure Common Disease).
  • использовать свиток с магическим эффектом "Излечить обычную болезнь" (Cure common disease)
         -  Свиток Панацеи Дайден (Scroll of Daydene's Panacea) - для лечения себя;
         -  Свиток Очищения Тела (Scroll of Purity of Body) - для лечения себя;
         -  Свиток Вивикации Салена (Scroll of Salen's Vivication) - для лечения себя.
  • использовать заклинание с магическим эффектом "Излечить обычную болезнь" (Cure common disease)
         -  Исцеление Рилмс (Rilm's Cure) - для лечения себя;
         -  Подарок Рилмс (Rilm's Gift) - для лечения других;
         -  Излечить обычную болезнь (Cure Common Disease) - для лечения себя;
         -  Панацея (Panacea) - для лечения себя.
  • при помощи Святилища (shrine) в Храме Трибунала (Tribunal Temple).
       Храмы есть во многих крупных городах Морровинда - Балморе(Balmora), Алд'рунне(Ald'Ruhn), Гнизисе(Gnisis), Вивеке(Vivec), Суране(Suran), Гостгейте(Ghostgate), Маар Гане (Maar Gan), Молаг Маре(Molag Mar).
  • при помощи Алтаря (altar) Имперского культа (Imperial cult).
       Представительства Имперского культа расположены во всех фортах, а также в Садрит Мора (Sadrith Mora).


Q: Можно ли умереть от мора (Blight)?
A: От мора(Blight) умереть нельзя, болезнь только разово понижает базовые характеристики персонажа. Но люди будут шарахаться от вашего персонажа, боясь заразиться.

Q: Как и чем лечить мор (Blight)?
A: Мор(Blight) можно вылечить одним из следующих способов :
  • Выпить зелье (potion) "Зелье лечения моровых болезней" (Potion of Cure Blight Disease).
  • использовать свиток с магическим эффектом "Излечить моровую болезнь" (Cure blight disease)
         -  Свиток Очищения Тела (Scroll of Purity of Body) - для лечения себя.
  • использовать заклинание с магическим эффектом "Излечить моровую болезнь" (Cure blight disease)
         -  Излечить моровую болезнь (Cure Blight Disease) - для лечения себя;
         -  Подарок Рилмс (Rilm's Gift) - для лечения других;
         -  Излечение мора Ариона (Aryon's Blight Cure) - для лечения других;
         -  Панацея (Panacea) - для лечения себя.
  • при помощи Святилища (shrine) в Храме Трибунала (Tribunal Temple).
       Храмы есть во многих крупных городах Морровинда - Балморе(Balmora), Алд'рунне(Ald'Ruhn), Гнизисе(Gnisis), Вивеке(Vivec), Суране(Suran), Гостгейте(Ghostgate), Маар Гане (Maar Gan), Молаг Маре(Molag Mar).
  • при помощи Алтаря (altar) Имперского культа (Imperial cult).
       Представительства Имперского культа расположены во всех фортах, а также в Садрит Мора (Sadrith Mora).


Q: Можно ли умереть от корпруса (Corprus)?
A: От корпруса человек умирает через три дня после заражения.

Q: У меня корпрус (Сorprus)! Что делать?
A: Либо идите к Каю Косадесу (Caius Cosades) за советом, либо ступайте сразу к Дивайту Фиру (Divayth Fir) в Тел Фир (Tel Fyr). Но учтите, что лорд Фир - маг Телванни и живёт в башне соответствующей архитектуры, поэтому к нему можно попасть только посредством левитации, то есть у вас должны быть при себе либо свитки (scrolls), либо зелья (potions), либо заклинание (spell) с магическим эффектом "Левитация" (Levitate).

Q: В какой Дом (House) мне вступить?
A: Тут нет однозначного ответа, выбор делайте сами. Вообще, каждый из трех Домов соответствует одному из основных типов персонажей: Редоран (Redoran) - воины, Телванни (Telvanni) - маги, Хлаалу(Hlaalu) - воры. Также, можно учесть, что Hlaalu поддерживаются Империей, Telvanni конфликтуют с Гильдией Магов, Redoran недолюбливает Hlaalu, Telvanni вообще мало к кому хорошо относятся:-) Перед вступлением в дом можно ознакомиться с кодексом этого дома.

Q: Можно ли вступить во все Великие Дома?
A: Нет, нельзя, вступить можно только в один дом. Если вас выгнали (expelled) из одного Дома, в другой вас уже не возьмут.

Q: Можно ли вступить в Великий Дом Индорил (Indoril)?
A: Нет, в этот дом вступить нельзя ни в TES:Morrowind, ни в TES:Tribunal, ни в TES:Bloodmoon.

Q: Можно ли вступить в Великий Дом Дрес (Dres)?
A: Нет, нельзя. У великого дома Дрес (Dres) нет политических интересов и представительств в Морровинде.

Q: Зачем на карте отмечены Плато Одаи (Odai Plateu), Uvirith's Grave, Mount Kand, Mount Assarnibibi?
A: Часть этих локаций пригодится когда герой вступит в один из Великих домов и дойдет до постройки своей крепости, а часть - квестовая.

Q: Насколько я помню в предыдущих сериях игры можно было с собой даже тележку со скарбом возить, а в Morrowind'е как с этим обстоят дела?
A: В Морровинде нет ни лошадей, ни тележек. Есть вьючные гуары, но игрок не может ни купить, ни как-либо еще их заполучить.
С установкой Tribunal в столице Морровинда Морнхолде (Mournhold) можно будет приобрести домашних животных - скриба (scrib), крысу (rat) или Вьючную крысу (pack rat). Их продает Rerlas Mon (Mournhold, Great Bazaar) - это светловолосый Бретонец, который стоит недалеко от дерева, которое растет на большой клумбе между двумя зданиями. Скриб (scrib) стоит 20 септимов, крыса (Rat) - 25, Вьючная крыса (Pack Rat) - 100. К сожалению, только вьючная крыса (Pack Rat) способна переносить груз (На то она и "Pack" ;-)), максимум 100 единиц. Чтобыполучить доступ к инвентарю надо задействовать пункт диалога "Companion Share".Rat и Pack Rat могут выполнять команды Stay и Come, Scribы же только следуют заигроком и не способны выполнять команды.
Звери могут переходить из одной игровой зоны (локации) в другую - надо,чтобы при переходе они были неподалеку от персонажа, иначе они остаются в прошлой зоне иприсоединяются заново, как только персонаж туда возвращается. Однако из Морнхолда (Mournhold) их вывезти нельзя - они не могут быть телепортированы, но присоединяются заново, когда персонаж возвращается в обратно в Морнхолд (Mournhold).

Q: Почему на меня нападают Ординаторы (Ordinators)?
A: Ординаторы - стражи порядка, поэтому если вы совершили преступление и за вашу голову назначена награда, либо вы убили одного из ординаторов (тоже преступление), они будут стараться призвать вас к ответу. Другой вариант - вы надели доспехи дома Индорил (Indoril Armor) - ношение таких доспехов возможно лишь ординаторами, и если увидят вас в подобных доспехах, они будут нападать.

Вампиры Вварденфелла


Q: Где узнать побольше о вампирах?
A: Авторы данного FAQ рекомендуют прочитать двухтомник "Вампиры Вварденфелла (Vampires of Vvardenfell)", который можно купить, например, в книжном магазине Джобаши (Jobasha), расположенном в Квартале Чужеземцев в Вивеке (Vivec, Foreign Quarter).

Q: Как стать вампиром?
A: Чтобы стать вампиром в Morrowind, нужно, чтобы вас э… укусил вампир. Однако собственно кусаться в игре они не умеют, поэтому достаточно, чтобы вампир вас просто ударил, врукопашную или оружием (не произнес на вас заклинание, а именно ударил!). Причем сразу после удара должно появится сообщение о том, что вы заразились болезнью Гемофилия венценосных (Porphyric Hemophilia). Если сообщения нет, не отчаивайтесь, и продолжайте подставляться под удары вампира. Гемофилия венценосных (Porphyric Hemophilia) - разновидность обычной болезни (Common Disease), поэтому если у вас к ней иммунитет (его, к примеру, дают после излечения от корпруса), придется поискать достаточно редкий магический эффект Уязвимость к обычным болезням(Weakness to Common Disease), сделать заклинание с этим эффектом и произнести его на себя. Чуть раньше, чем через три дня (если вы, разумеется, не вылечились от болезни) вам должен присниться сон ('I dreamt of a blond maiden...'). В таком случае, поздравляем - вы вампир!

Q: Вампир я или нет?
A: Посмотрите на лицо своего персонажа со стороны, зажав клавишу [tab] - если вы вампир, то вы это незамедлительно увидите...

Q: А как кровь пить?
A: Кровь можно пить с помощью заклинаний "Поцелуй вампира"(vampire's kiss) или "Прикосновение вампира"(vampire touch).

Q: Правда ли, что если убить вампира, укусившего тебя, можно вылечиться от вампиризма?
A: Нет, этот способ не сработает :-)

Q: Мне надоело быть вампиром. Можно ли вылечиться?
A: Да, можно. Способ содержится в книге "Вампиры Вварденфелла, том 2" ("Vampires of Vvardenfell, v.II").

Вопросы по квестам


Q: А где квесты?
A: Все квесты выдаются при разговоре, поэтому совет, который дают все NPC игроку - почаще и побольше говорить со ВСЕМИ - очень разумный. Даже со статуями Даэдр, от некоторых из них тоже задание можно получить.

Q: Где найти Двемерскую головоломку (Dwemer Puzzle Box)?
A:     Часть 1. От гильдии воинов до Двемерского моста.

При выходе из Балморской Гильдии Воинов (Balmora Fighters Giuld) поверните налево, пересеките площадь и выйдите из Балморы.
Идите по дороге налево (на восток) мимо силтстрайдера (silt straider), перейдите мостик через реку Одаи(Odai), идите по той же самой дороге на восток дальше, пока не дойдёте до указателя (signpost).
Форт Лунной Бабочки (Fort Moonmoth) будет прямо напротив вас, но вам туда идти не надо. Поверните на север в сторону Калдеры (Caldera)), дойдите до следующей развилки (без указателей) и поверните на восток.
Идите прямо, пока не увидите металлический мост через пропасть. Перейдите через мост.

    Часть 2. От Двемерского моста до Арктанга (Archtang).

Как только вы перешли через мост, пройдите немного на юго-восток. Почти сразу же станет видно карикатурное сооружение, состоящее из шаров, башенок, торчащих из-под земли труб, увенчанное каменной статуей. Это - двемерские руины (dwemer ruins) Арктанг (Archtang), а прямо перед вами - вход в них.
Открывается дверь не очень просто - на пол-дороги от моста до входа расположена труба с рычагом, вам надо нажать на рычаг. Шарообразная дверь в Арктанг начнёт открываться, а потом закрываться. Вам нужно успеть добраться до двери, пока она находится в промежуточном состоянии, и "открыть" её, нажав клавишу [пробел] (space). Вы очутились внутри Арктанга. Выйти наружу просто - изнутри дверь открывается как обычная.

    Часть 3. От верхних этажей Арктанга (Archtang) до Двемерской головоломки.

Итак, вы ещё живы, вы в Арктанге, возможно, не в первый раз, но никак не можете найти Двемерскую Головоломку (Dwemer Puzzle Box). Помните, как вы спустились по камням вниз? Так вот, вам надо в этом же зале подняться по камням, расположенным у противоположной стены, наверх.
Головоломка находится на полке в Келье Пустой руки (Cells of Hollow Hand), дверь туда расположена над входом в Зал Центрифуги (Hall of Centrifuge).

Q: Квест Церкви Трибунала (Tribunal Temlple) "Паломничество семи добродетелей" (Seven Graces). Что делать в Канале Загадок (Puzzle Canal)?
A: На третьем уровне Канала загадок (Puzzle canal, level 3) нвходится дверь, ведущая в центр Канала Загадок (Puzzle Canal, Center), представляющий собой заполненное водой помещение, в центре которого находится высокая лестница. Если забраться по лестнице наверх, можно увидеть Святилище (Shrine), на котором будут написаны слова "Дышите Водами Его Славы, и Путь Будет Чист" (Breathe the Waters of His Glory and the Way is Made Clear). Вдалеке виднеется другое Святилище, со стоящим перед ним дреморой (dremora). Но путь к нему закрыт.
Для того, чтобы открыть путь к настоящему Святилищу Канала Загадок (Shrine of Puzzle Canal), необходимо спуститься по лестнице в воду и утонуть - то есть погрузиться под воду и дышать водой пока не кончится жизнь.

Q: Где находится Лук Костегрыз Сул-Сенипула (Bonebiter Bow of Sul-Senipul)?
A: Этот лук находится в Астральном Захоронении Уршилаку (Urshilaku, Astral Burial) - южнее лагеря Уршилаку (Urshilaku Camp), восточнее и чуть-чуть севернее Абинаби (Abinabi), почти на одной линии по вертикали с Маар Ганом (Maar Gan), но намного севернее.

    Подробный маршрут по пещерам, начиная от входа в Астральное Захоронение (Astral Burial).

  1. Зайти в Астральное Захоронение(Astral Burial). Пройти по пещере прямо до конца, где находится изношенная дверь в пещеру(worn cavern door) - это будет вход в Кармическое Захоронение (Karma Burial).


  2. Зайти в Кармическое Захоронение (Karma Burial). Идти прямо - до первого большого зала с колоннами. Из этого зала пройти налево до конца - там должна быть ещё одна изношенная дверь в пещеру (worn cavern door) - вход в Захоронение Латерус (Laterus Burial).


  3. Зайти в Захоронение Латерус (Laterus Burial). Это пещера со спиралевидной лестницей - то есть это даже не лестница, а нагромождение камней, уходящих вверх. Начинается эта "лестница" сразу слева у входа, и тянется вверх мимо входов в захоронения. Необходимо подняться вверх по этой лестнице. По мере подъёма встретятся две изношенные двери в пещеру (worn cavern door) - Захоронение Кефка (Kefka Burial), выше по камням - Захоронение Какуна (Kakuna Burial). Мимо этих двух дверей необходимо подняться ещё выше(каменная спираль закручивается по часовой стрелке) - и вот цель поисков - ещё одна изношенная дверь (worn cavern door) - Прекрасное Захоронение (Juno Burial).


  4. Зайти в Прекрасное Захоронение (Juno Burial). Идти прямо, никуда не сворачивая (по мере возможности, конечно - мир не без злых монстряков). По достижении глухой стены необходимо свернуть направо. Далее идти прямо по коридору, в пещере забрать чуть правее, и идти опять прямо - по коридору пещерному до конца. И вот наконец-то вам встретится дух предков (ancestor ghost) - Призрак Сул Сенипула (Wraith of Sul-Senipul) называемый. В останках этогого призрака найдётся Лук Костегрыз Сул-Сенипула (Bonebiter Bow of Sul-Senipul).


Q: В гильдии воинов в Садрит Море(Sadrith Mora) мне поручили встретить в развалинах двемерских руин Нчурдамз (Nchurdamz) женщину по имени Лариенна Макрина (Larienna Macrina) и сопровождать её внутрь, я обыскал все руины, но нигде не нашёл и следа её пребывания. Где она?
A: Посмотрите внимательно - те ли это руины? Дело в том, что в Морровинде существуют двемерские руины, называемые Нчурдамз (Nchurdamz) и Нчардумз (Nchardumz), расположенные недалеко друг от друга. Если вы находитесь в Нчардумз (Nchardumz) - сориентируйтесь по карте - Нчурдамз (Nchurdamz) находятся юго-восточнее, и Лариенна Макрина (Larienna Macrina) ждёт вас слева у входа.

Q: Со мной не хочет говорить Дивайт Фир (Divayth Fyr) после того, как я убил(а) больных корпрусом (corprus) в подземелье его замка (Corprusarium)! Что делать?
A: Для того, чтобы Фир заговорил с вами, необходимо, чтобы уровень его расположения к вам (Disposition) был не меньше 70.

Магия и магические искусства


Q: Чем заклинания (Spells) отличаются от характеристик (Abilities) и способностей (Powers)?
A: Характеристика (Ability) - это врождённая магическая особенность персонажа. Она всегда присуща ему и не требует расхода магической энергии - маны(magicka).

Способность (Power) - это какое-либо магическое заклинание, которое персонаж может произнести один раз в сутки. Произнесение этого заклинания также не требует затрат маны, но оно может и не удасться.

Заклинание (Spell) же персонаж может произнести в любое время дня и суток, оно потребует затрат маны и может удасться или не удасться, в зависимости от других параметров персонажа - например, от уровня его мастерства в той магической школе (college), к которому относится произносимое заклинание, от его удачи (luck) и силы воли (willpower).

Q: Как удалить заклинание (Spell), способность (Power) или характеристику (Ability) из списка?
A: Способность (Power) и характеристику (Ability) удалить нельзя, а вот заклинания (Spells) удаляются безвозвратно следующим способом :
  1. Необходимо открыть список заклинаний (нажав правую кнопку мыши),


  2. Зажать клавишу [shift]


  3. Кликнуть мышью на то заклинание, которое Вы хотите удалить.


Q: Как использовать сапоги ослепляющей скорости (Boots of Blinding Speed)?
A: Их можно использовать, если поднять сопротивление магии. Например, с помощью амулета с постоянным эффектом сопротивления магии (Resist Magicka). Вполне приемлемой видимости во время передвижения можно добиться и с помощью эффекта "Кошачий глаз" (Night Eye).

Q: Что такое Алхимия?
A: Это исскуство создания магических зелий из обычнейших ингредиентов.

Q: Почему в хинте (всплывающей подсказке) на некоторых снадобьях и ингредиентах стоят вопросительные знаки?
A: Это означает что у вас недостаточно развит навык "Алхимия" (Alchemy) для определения всех свойств снадобья или ингредиента, с развитием навыка вопросительные знаки заменят действительные свойства.

Q: Как готовить зелья (Potions)?
A: Зелья можно создавать только самому из различных ингредиентов, используя следующее алхимическое оборудование:
  • Ступка и пестик (Mortar and Pestle) - главный прибор алхимика, они нужны, чтобы смешивать зелья и определяют изначальную силу зелья.
  • Реторта (Retort) увеличивает мощность и длительность всех позитивных эффектов.
  • Перегонный куб (Alembic) снижает мощность и длительность всех негативных эффектов.
  • Кальцинатор (Calcinator) повышает мощность и длительность всех эффектов зелья.

Для этого надо в меню (вызывается нажатием правой кнопки мыши) переместить на изображение персонажа один из алхимических инструментов.Сверху в появившемся окне расположены четыре слота для инструментов, снизу четыре - для ингредиентов, справа - окно эффектов конечного зелья.

Дважды кликнув мышкой на слотах ингредиентов, необходимо выбрать игредиенты с нужными свойствами (не менее двух ингредиентов с одним и тем же свойством). Общий эффект или эффекты ингредиентов переходит в эффект готового зелья. Чем больше ингредиентов с одинаковым эффектом используется при смешивании, тем сильнее эффект будет выражен в зелье.

Сила получаемого зелья зависит от навыка алхимии (Alchemy) персонажа и его интеллекта (Intelligence), а также от качества используемого алхимического оборудования. На успех создания зелья влияет также и удача (Luck).

Q: Можно ли самому изготовить Скууму (Skooma)?
A: Предположительно, cкууму можно изготовить с помощью Трубки Скуума (Skooma pipe) из лунного сахара (moon shugar) по той же технологии, что и зелья, используя в качестве оборудования Трубку Скуума (Skooma pipe).

Q: Как вызвать конструктор заклинаний?
A: Никак. Заклинания можно создавать только у соответствующих NPC в Гильдиях Магов (Mage Guild), у Телванни (Telvanni), в Храмах (Tribunal Temple) и в лагерях Эшлендеров (Ashlander camps).

Q: Как создать заклинание с нужными свойствами самому?
A: Создавать заклинания можно (естественно, не бесплатно) у NPC, предоставляющих услуги по созданию заклинаний (Spellmaking) - у магов в каждой Гильдии Магов (Mage Guild) и поселениях Телванни (Telvanni), у священников (Priest) в каждом Храме (Tribunal Temple) и у знахарок (Wise Woman) в лагерях Эшлендеров (Ashlander camps). В разговоре с ними будет доступен пункт "Создание заклинания" (Spellmaking). В одно заклинание можно вложить несколько магических эффектов.
В появившемся окне конструктора заклинаний надо
  1. указать эффект или несколько магических эффектов, их мощность, длительность, цель(применение на себя, применение на удалённую цель, действие при касании) и радиус действия. Некоторые эффекты могут содержать не все эти свойства.
  2. указать название заклинания.
При создании заклинания следует обратить внимание на требуемые для его произнесения затраты магической энергии (Magicka) и шанс на успех заклинания.
Кстати, затраты магической энергии на такое вот самодельное заклинание будут больше, чем на имеющееся у некоторых магов готовое для продажи.

Q: Что означают обозначения в списке заклинаний и в хинте (всплывающей подсказке) к заклинанию?
A: В списке заклинаний напротив имени указаны Цена (сколько магической энергии заберет сотворение заклинания) / Шанс (шанс того, что сотворить заклинание удастся). В хинте указываются навык (Skill), оказывающий влияние на использование заклинания, цель, мощность эффектов, радиус действия эффектов (в футах), длительность эффектов (в секундах).

Q: Что такое камень душ (Soul Gem)?
A: Камень душ - это некоторый драгоценный камень, в который можно заключить душу убитого существа, нежити, даэдры или даже бога. Души людей и механических существ в камень заключить нельзя. Применяется для создания и перезарядки магических предметов. В один камень души можно заключить душу только одного монстра, после использования для перезарядки камень будет уничтожен, и обратно из магической вещи его получить тоже нельзя. Исключением является Звезда Азуры (Azura's Star) - уникальный камень душ многоразового использования, даруемый Азурой (Azura).

Q: Какие бывают камни душ и где их можно найти?
A: Камни душ бывают 5 размеров и различаются (кроме внешнего вида) по ёмкости души, которую в них можно заключить:
 
Название камня душ
 
Максимальная ёмкость души,
которую в него можно заключить
Крохотный Камень Душ (Petty Soul Gem)  30
Маленький Камень Душ (Lesser Soul Gem)  60
Обычный Камень Душ (Common Soul Gem)  120
Большой Камень Душ (Greater Soul Gem)  180
Великий Камень Душ (Grand Soul Gem)  600
Звезда Азуры (Azura's Star)  15000

Камни душ можно купить у Волшебников (Enchanter), найти в гробницах или пещерах у контрабандистов, в дэдрических руинах (Daedric Shrines). Звезду Азуры (Azura's Star) можно получить в награду от Азуры, это уникальный камень и существует в игре в единственном экземпляре.
Более подробную информацию о типах камней и душ, а также об их применении Вы можете найти в соответствующем разделе нашего сайта.

Q: Как заключить душу в камень?
A: Для заключения души в камень необходимы :
  • наличие в инвентаре камня душ подходящего (или больше) размера;
  • заклинание или предмет с магическим эффектом "Заключение" (Soultrap).

Во время битвы с существом, которое вы хотите заключить в камень, необходимо сотворить заклинание и, пока на существо действует магический эффект "Заключение" (Soultrap), убить его.Визуально данный магический эффект выглядит как дымка вокруг существа.
Душа убитого монстра будет помещена в наименьший подходящий по размеру камень душ в инвентаре у вашего персонажа.

Q: Как создать магический предмет?
A: Магический предмет можно создать самому - для этого надо переместить камень с душой на себя. Вероятность успешного исхода очень сильно зависит от умения Enchant персонажа, его интеллекта (Intelligence) и удачи (Luck). В случае неудачи камень будет утерян безвозвратно. Поэтому можно не рисковать и создать магический предмет (естественно, не бесплатно) у волшебников (Enchanter), которых можно встретить в гильдиях Магов (Mage Guild) или в помещениях Великих Домов, у которых в диалоге имеется пункт "Зачарование" (Enchanting).
При выборе этого пункта появится окно диалога, в котором можно будет выбрать предмет для зачарования, камень душ (soul gem), магические эффекты, заключаемые в предмет, их параметры (мощность, радиус действия, цель, длительность), а также тип срабатывания магии - постоянный эффект (Constant effect), срабатывание при использовании (cast when used), срабатывание при ударе (cast when strikes). После создания магического предмета Добавить другие эффекты, убрать ненужные, изменить параметры эффектов и тип срабатывания магии будет нельзя.

Q: Что такое постоянный эффект?
A: Постоянный эффект - некоторое магическое заклинание, которое действует всё время, пока на персонаже или NPC остаётся надетым предмет, в который оно заключено.

Q: Что нужно для создания предмета с постоянным эффектом?
A: Для создания предмета с постоянным эффектом необходима душа существа, ёмкость которой больше или равна 400. В частности, это Золотой Святоша (Golden Saint), Ascended Sleeper, Вивек (Vivec), Dahrk Mezalf*, Алмалексия* (Almalexia). При создании предмета в окне конструктора также надо не забыть указать "Постоянный эффект" (Constant Effect).

*  - TES3:Tribunal

Q: Возможно ли сохранить призванный предмет?
A: Призванные предметы должны исчезнуть по окончании действия магического эффекта, их призывающего.

Q: Что означают обозначения в хинте (всплывающей подсказке) магического оружия?
A: В хинте указаны: тип срабатывния магии (постоянный эффект (Constant effect), срабатывание при использовании (cast when used), срабатывание при ударе (cast when strikes)), магические эффекты, вложенные в предмет, их параметры (мощность, радиус действия, цель, длительность), заряд предмета - пропорцией: цена за использование к общему заряду предмета.

Q: У меня магическое оружие с эффектом срабатывания магии при ударе (Cast when strikes), через некоторое время заряды кончаются. Как быть?
A: Любой предмет можно перезарядить камнем душ (soul gem) с заключенном в нем душой или просто подождать, со временем предмет снова зарядится. Если надеяться в основном на магический эффект действия оружия, то можно очутиться в очень неприятной ситуации. Лучше носить сменное оружие, да и в случае поломки можно будет добраться обратно в город с оружием-запаской.

Прочие искусства


Q: Почему моё оружие не действует против некоторых враждебных существ?
A: Практически все даэдры (daedra) и нежить (undead) магически защищены от действия обычного оружия, и могут быть поражены только серебряным (silver), гномским (dwemer), эбонитовым (ebony), даэдрическим (daedric), стеклянным (glass) или магическим оружием, то есть оружием, изготовленным из любого материала, но с заключённым в нём любым магическим эффектом, срабатывающем при ударе (cast when strikes).

Q: Нужно ли развивать навык Кузнец (Armorer), ведь в городах, как правило, есть кузнецы, которые могут отремонтировать моё снаряжение?
A: Да, кузнецы есть, но зачастую оружие ломается далеко от города и запасного может не быть, кроме того, чем уникальнее снаряжение, тем дороже кузнец возьмёт за свою работу. Так что хороший воин - воин, умеющий чинить свои доспехи и оружие, это вам в любой гильдии воинов скажут:-).

Q: Как можно быстро развить навык Меткость (Marksman)?
A: Очень редко в игре встречаются мастера, которые могут помочь с этим навыком, но как правило, единственный путь - стрельба по мишеням, то есть по противникам. Если с самого начала уровень владения этим навыком низкий, то пытаться его развить очень и очень трудно.

Q: Что лучше использовать - арбалет (crossbow) или лук (bow)?
A: История войн человечества показала, что арбалет практически всегда превосходит лук во всём, кроме веса: арбалет тяжелее лука. У арбалета нет разброса минимальное-максимальное повреждение, например, Арбалет: 20-20, а Лук: 1-25, но получить от лука 25 сможет только очень искусный лучник. Обычные арбалетные болты (bolts), можно легко купить, а вот магические болты - вещь не очень распространенная, в этом отношении лук значительно выигрывает, к нему гораздо проще найти магические стрелы (arrows).

Q: Имеет ли смысл комбинировать броню?
A: Как правило, в начале игры у героя хорошо развито умение носить только один вид брони, и комбинировать - терять в защите, но в дальнейшем ситуация меняется и можно смело рекомендовать следующее: надеть кирасу (кольчугу и т.д.) того класса брони, который наиболее развит, а остальное скомбинировать так, чтобы при минимальном весе был максимальный класс защиты (armor class, AC).

Q: Имеет ли смысл играть со щитом, ведь есть очень хорошее двуручное оружие?
A: В любом случае щит, надетый на персонажа (а не просто лежащий в инвентаре) иметь желательно, это повышает класс защиты персонажа (armor class, AC). А если у героя хорошо развит навык Защита (Block) и не очень - умение использовать то оружие, которое появилось, то лучше оставить старое и щит в руке - будет более защищённый персонаж.