fallout.ru

Музыка в играх Fallout

IRI

(под редакцией Crevan’а)

Люди, решившие хоть немного поиграть в Fallout, рано или поздно обратят внимание на музыкальное сопровождение в игре, и не только потому, что оно довольно необычно само по себе, но и вместе со всем остальным создает ту неповторимую атмосферу Fallout’а, которая так запоминается всем игравшим в него. При этом довольно часто возникает вопрос — что же это за музыка, кем она написана и в каком стиле. В этой статье я постараюсь осветить эти вопросы, а также рассказать о музыке, которую можно послушать, если полюбившиеся оригинальный треки уже надоели. Сразу стоит оговориться — в Fallout’е музыку можно подразделить на саундтрек, звучащий в игровых локациях во время собственно игры; и музыку к заставочным роликам. Основная часть этой статьи посвящена именно саундтреку, так как именно в связи с ним чаще всего возникают вопросы, но кое-что будет сказано и о заставочной музыке.


Пожалуй, именно с музыки из заставок и стоит начать, ведь именно с них начинаются сами игры. Таких композиций в Fallout’ах всего две — по одной на каждую из частей.

В Fallout 1 — композиция «Maybe» группы The Ink Spots, альбом «We four — The best of The Ink spots», записана 11 июня 1940 года. [подробнее…]

В Fallout 2 — композиция «A kiss to build a dream on» композитора Луи Армстронга (Louis Armstrong), альбом «Now you has jazz: Louis Armstrong at MGM», записана в 1942 году. [подробнее…]

Говоря о заставочной музыке, нельзя не упомянуть, что эти песни в сочетании с черно-белой анимацией и ламповой техникой значительно повлияли на атмосферу игры, добавив в нее элемент эстетики 40-х годов. Вообще же Fallout, как первый, так и второй — невозможная на первый взгляд, но удачнейшая смесь из веяний 40—60-х, 80-х годов и их интерпретации в контексте 2080—2240-х. Cобственно, таким бы могло быть будущее в воображении людей того времени — retro-future, так сказать. Пожалуй, эти песни — первый из двух основных элементов, пришедших в Fallout из сороковых. Второй — уже упомянутая ламповая техника. («…в 40-х были созданы первые полностью электронные компьютеры, имевшие в своей основе вакуумные электронные лампы» (Wikipedia)).

Эти треки — типичные записи в стиле джаз. Если вы хотите послушать что-либо в подобном стиле, то, конечно, в первую очередь пойдет сам Louis Armstrong и The Ink Spots (хотя песни этой группы довольно трудно достать), после них рекомендуется Frank Sinatra (конкретно из его репертуара хороши «Strangers in the night», «Where are you» и «The moon was yellow», использованная, кстати, в экранизации бессмертного творения Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь»), подойдут многие песни Мерилин Монро (Marilyn Monroe), её «I wanna be loved by you» и многое другое. В том числе интересующимся стоит послушать подборку Wasteland radio, vol. #5 Sweet past (подробнее о сборниках Wasteland radio речь пойдет ниже), а также, как ни странно, подборку радио K-Rose из GTA: San-Andreas. В конце концов, джаз-ассортимент необычайно богат, да и вообще по духу и общей атмосфере подойдут даже многие классические композиции, например, рапсодии Листа, а может, даже и The Beatles.

Кстати, часто у игравших в русскую версию Fallout’а, локализованную одной из левых фирм, возникает вопрос, что за русская песня играет в заставке. Видимо, кому-то из пиратов очень по душе группа Аукцыон и ее песня «Дорога» — именно она звучит в ролике.


Совершенно другой тип музыки использован в качестве саундтрека. Правильнее всего было бы отнести ее к стилю дарк эмбиент (dark ambient) — разновидности эмбиента (ambient). Одна из распространенных в Рунете статей дает следующее определение дарк эмбиента: «Эмбиент, основаный на использовании мягких шумовых эффектов, далеких звуковых картинок и спокойной умиротворенной атмосферы. Как правило, эти звуковые саундскейпы [soundscape — звуковое окружение; окружение, созданное звуком. „Soundscape is an acoustic environment or an environment created by sound.“ (Wikipedia)] и мрачноватые настроения дополняет мягкая перкуссия [ударные] и глубокие басовые звуки.» (Более подробно об этом стиле можно почитать здесь.)

Вот почему музыка в Fallout создает такую атмосферу — она создана именно для того, чтобы выстраивать такой иллюзорный мир звуков. Гнетущее ощущение, которое появляется у играющего, во многом достигается за счет мрачного звучания дарк эмбиента. А «электронность» использованных треков погружает в мир заброшенных заводов и техники, ржавых компьютерных терминалов, работающих на лампах; создает в сознании картину обреченной техногенности мира, погибшего от собственной технической мощи. Эта музыка дает возможность не просто увидеть, но услышать, почти физически почувствовать мир Fallout — скрипы дверей, ветер в руинах и его вой в песках теперь не только на экране, но и вокруг вас.


Если вам понравилась музыка из Fallout и вы хотели бы слушать ее, даже не запуская игру, то вот краткая инструкция по извлечению треков из игр.

Сначала необходимо распаковать папку sound\music из master.dat любым подходящим dat-распаковщиком (в некоторых версиях она может уже лежать в распакованном виде в папке data), а затем сконвертировать *.acm-файлы в формат wav при помощи Acm2wav converter’а. Файлы wav можно переконвертировать далее в mp3 любым удобным способом, например, при помощи пакета Sound Forge. Также можно проигрывать файлы в формате acm в WinAmp’е, скачав соответствующий плагин. Все необходимые программы можно достать на сайте teamx.ru.

Здесь нужно упомянуть об одной существенной детали. Согласно распространенному заблуждению, в игру были запакованы саундтреки в их оригинальном звучании. Это далеко не так. Незадолго до своего банкротства Interplay расщедрилась и выложила на своем сайте официальный саундтрек в формате mp3, 16 бит, стерео, 44100 Гц, 128 Кбит/с (в игре же она в заметно худшем качестве, acm, 16 бит, моно, 22500 Гц). Причем все треки имели названия, данные им композитором и нигде ранее не упоминавшиеся. В этой статье все треки названы именно оригинальными именами, а для простоты в сводных таблицах есть названия соответствующих *.acm-файлов.


Итак, вот полные альбомы саундтреков к Fallout 1 и 2.

Fallout 1.

Номер и название трека Размер файла Соответствующая локация Название файла в master.dat

Track01 — Metallic Monks.mp3

3.16 MB

Brotherhood of Steel

04BRTHRH.ACM

Track02 — Desert Wind.mp3

4.59 MB

Desert

07DESERT.ACM

Track03 — Trader's Life.mp3

5.58 MB

The Hub

01HUB.ACM

Track04 — Vault of the Future.mp3

3.72 MB

Vault 13

06VAULT.ACM

Track05 — Industrial Junk.mp3

4.68 MB

Junktown

12JUNKTN.ACM

Track06 — Moribund World.mp3

4.17 MB

World Map

03WRLDMP.ACM

Track07 — Vats of Goo.mp3

4.54 MB

Military Base

08VATS.ACM

Track08 — City of the Dead.mp3

4.67 MB

Necropolis

14NECRO.ACM

Track09 — Second Chance.mp3

3.75 MB

Shady Sands

15SHADY.ACM

Track10 — Underground Troubles.mp3

5.35 MB

Caverns

13CARVRN.ACM

Track11 — City of Lost Angels.mp3

5.18 MB

Boneyard

10LABONE.ACM

Track12 — Followers Credo.mp3

4.10 MB

Library

16FOLLOW.ACM

Track13 — Radiation Storm.mp3

3.66 MB

The Glow

09GLOW.ACM

Track14 — Acolytes of the New God.mp3

3.05 MB

Cathedral

11CHILRN.ACM

Track15 — Flame of the Ancient World.mp3

2.90 MB

The Lair

02MSTRLR.ACM

Track16 — Khans of New California.mp3

4.55 MB

Raider Camp

05RAIDER.ACM

[скачать…]

Fallout 2.

Номер и название трека Размер файла Соответствующая локация Название файла в master.dat

Track 01 Trader’s life.mp3

5.58 MB

New California Republic

01HUB.ACM

Track 02 Moribund World.mp3

4.17 MB

Klamath Falls

03WRLDMP.ACM

Track 03 — Khans of New California.mp3

4.55 MB

The Den, Merc Camp

05RAIDERS.ACM

Track 04 — Desert Wind.mp3

4.59 MB

Desert

07DESERT.ACM

Track 05 — Vats of Goo.mp3

4.54 MB

Broken Hills

08VATS.ACM

Track 06 — City of Lost Angels.mp3

5.18 MB

Ghost Farm, Golgotha

10LABONE.ACM

Track 07 — Industrial Junk.mp3

4.68 MB

Gecko

12JUNKTN.ACM

Track 08 — Underground Troubles.mp3

5.35 MB

Caverns

13CARVRN.ACM

Track 09 — City of the Dead.mp3

4.67 MB

Navarro, Vault 15

14NECRO.ACM

Track 10 — Follower's Credo.mp3

4.10 MB

Enclave

16FOLLOW.ACM

Track 11 — Beyond the Canyon.mp3

4.45 MB

Arroyo

17ARROYO.ACM

Track 12 — Dream Town.mp3

4.51 MB

Modoc

18MODOC.ACM

Track 13 — Biggest Little City in the World.mp3

4.45 MB

New Reno

19RENO.ACM

Track 14 — My Chrysalis Highwayman.mp3

1.55 MB

Car Drive

20CAR.ACM

Track 15 — Many Contrasts.mp3

5.38 MB

San Francisco

21SF.ACM

Track 16 — All-Clear Signal.mp3

4.53 MB

Vault City

22VCITY.ACM

Track 17 — California Revisited.mp3

2.12 MB

World Map

23WORLD.ACM

Track 18 — Gold Slouch.mp3

4.70 MB

Redding

24REDD.ACM

[скачать…]

Автором обоих саундтреков является Марк Морган (Mark Morgan). Вот полный список его работ (в хронологическом порядке):

  • Private resort (1985) — кинофильм, песня «Club Cabana»
  • Where the day takes you (1992) — кинофильм
  • Dark seed II (1995)
  • Zork: Nemesis (1996)
  • Ink (1996) — ТВ-сериал
  • Zork: Grand Inquisitor (1997)
  • Fallout: A post-nuclear role-playing game (1997)
  • Prey (1998) — ТВ-сериал
  • Vengeance unlimited (1998) — ТВ-сериал
  • Fallout 2: A post-nuclear role-playing game (1998)
  • Planescape: Torment (1999)
  • Giants: Citizen Kabuto (2000)
  • The district (2000) — ТВ-сериал
  • Special unit 2 (2001) — ТВ-сериал
  • Hawaii (2004) — ТВ-сериал

[подробнее…]

Как можно заметить, Марк Морган является автором музыки не только для Fallout, но и для Planescape: Torment — а этот саундтрек, хоть и не очень похож на Fallout’овский, заслуживает не менее высокой оценки.


Если изучить детально некоторые треки из Fallout’а, то можно обратить внимание на то, что некоторые куски треков сэмплированы (частично заимствованы) из других музыкальных композиций. Так это или не так, но в любом случае заимствования эти вполне оправданы, поскольку Марк Морган, без сомнения, мастер своего дела, сумевший даже из заимствованных ритмов создать свой собственный, неповторимый шедевр.

Коротко перечислим наиболее интересные совпадения, которые вы можете заметить, играя в Fallout:

  1. Обратите внимание на саундтрек «Moribund world». Если сравнивать ее с треком «Window sill» композитора Aphex Twin, альбом «Selected ambient works, vol. II», то отчетливо слышна очень похожая мелодия. Предположительно, саундтрек был создан путем взятия сэмплов из упомянутой композиции. В пользу этого говорит следующая цитата: «The track may have included under the pseudonym „EFX“ which appears in the games credits.» (Wikipedia, [подробнее…]) Легко заметить сходство EFX — AFX (альтернативное название Aphex Twin).

  2. В саундтреке «City of the dead» явно слышны ритмы «Tassels» с того же альбома «Selected ambient works vol. II».

  3. Композиция «Grass» все с того же альбома практически идентична музыке, звучащей в конце Fallout 2 при воспроизведении титров.

  4. Гитарные проигрыши в треке «Gold slouch» взяты напрямую из музыки к мини-сериалу «Противостояние» («The Stand», 1994), в разработке которого Марк Морган принимал участие.

  5. Если внимательно слушать «Vault of the future», то слышны фрагменты русской речи. Этот кусок взят из песни Depeche mode — «To have and to hold», которые, в свою очередь, взяли этот фрагмент из русской радиопередачи. «…диктор говорит примерно следующее: „В докладах рассматриваются эволюция ядерных арсеналов и социально-психологические аспекты гонки вооружений…“» [подробнее…]

  6. Тема «All-clear signal» — «это тема „Intelligence dream“ группы Synaesthesia с альбома 1997 года „Ephemeral“. В начале данного трека очень четко звучит тема из Vault-Сity — те же басы, та же перкуссия, задники; в середине вступает тот же голос, что слегка измененным сэмплом слышится в Моргановской теме…»

  7. «В треке, что играет в Хабе (называется „Trader’s life“) звучит слегка измененное начало трека „Koran“ группы Delerium с альбома „Karma“ (1997).»

  8. Тема из Модока («Dream town») — возможно, измененная «The river of appearance» Vidna Obmana с альбома «The scenic fall», 1996. «Спорно, потому что подобных эмбиентов полно.»

На nma-fallout.com в списке использованных Морганом упоминался также трек Aphex Twin «Spots» всё из того же альбома «Selected ambient works vol. II», но в какой из дорожек Морган его мог использовать, так и не выяснено.

Также упоминается, что «на альбоме Brian Eno „Music For Films“ (1978) присутствует композиция „Alternative 3“… У нее есть очень большие сходства с композицией Military Base (Vats of Goo)».


Между прочим, однажды участниками форума Fallout.ru было проведено своеобразное исследование — реакция неподготовленного слушателя на музыку из Fallout [подробнее…]. Предлагалось «поставить эксперимент над домашними питомцами — ну там кошкой, брамином, предками, ну и друзьями». В итоге «испытуемые» рассказали о своих ощущениях. Впечатления оказались практически единодушными: «гипнотическое воздействие», «вызвала грусть», «хаос, боль, паника, отчаяние, разруха», «создаёт атмосферу „чего-то большого, неизвестного, непостижимо страшного“», «рисует в сознании прекрасные и страшные картины разрушения и запустения, техногенной свалки, так, что можно почувствовать в воздухе запах приближающегося кислотного дождя». Впрочем, не все треки вызывают подавленное состояние: «Действительно подавляющий трек — из Наварро (и Убежища 15). Но есть и много успокаивающих: Модок, Клемат, Арройо.» И, наконец, самое интересное — многие при прослушивании того или трека называли место, к которому, по их мнению, он относится (напоминаю, треки слушали люди, не игравшие в Fallout и не имеющие представления о его истории, атмосфере и месте действия): «06VAULT [Убежище 13 в Fallout 1] — завод/цех, бункер», «07DESERT [пустыня] — пустырь… большая свалка», «24REDD [Реддинг] — дикий запад/вестерн», «03WRLDMP [карта мира]. Честно? Скитания арабов по пустыне», «11CHILRN [Собор] — церковь/собор» и самое удивительное: «21SF [Сан-Франциско] — доки/пристань (!), чайна-таун».


А теперь — о том, какую музыку, похожую на саундтрек Fallout’а, можно послушать. В первую очередь это сборники «Wasteland radio», составленные Андреем Гогиевым и свободно распространяющиеся Интернете. В линейке собственно «Wasteland radio» шесть альбомов: «Postapocalyptic desert sounds», «How the country falls», «Our tribe», «On the road again», «Sweet past» и «That’s ALL» (кое-что об истории создания и сами альбомы здесь). Эти альбомы довольно сильно различаются по стилю музыки; скажем, в уже упомянутом альбоме «Sweet past» — старые джазовые, блюзовые и кантри-записи, в альбоме «Our tribe» присутствуют композиции в стиле транс, а альбом «How the country falls» — наиболее тяжелый из всех — включает треки Rammstein’а и Marilyn’а Manson’а. Однако все они объединены звучанием в фоллонаправленном стиле — мрачные, чуть мистические, часто гнетущие или просто создающие ощущение чего-то грандиозного, основательного, громадного (не говоря, конечно, о треках «Sweet past»). Эти сборники пользовались большой популярностью в сети, что обусловило продолжение проекта, получившего название «Wasteland radio — On a new frequency». [скачать…] Однако эти альбомы получили меньшее распространение и не столь ярки, как первая часть проекта.

Кроме этих довольно пёстрых сборников, можно послушать и других исполнителей дарк эмбиента, благо их достаточно много. Сразу стоит заметить — почти никто из исполнителей не играет дарк эмбиент в чистом виде, практически у каждого из них есть композиции в стилях black ambient, noise music, industrial ambient, dark industrial и прочих подстилях, которые можно относить к дарк эмбиенту как к общему стилю, а можно и выделять как самостоятельные стили — все границы в классификации этого направления музыки крайне условны, и точно сказать, что больше подходит по духу к собственно Fallout’у, практически невозможно. Здесь уже следует выбирать, исходя из собственных предпочтений. Только Wikipedia приводит следующие коллективы: Coil, Lilith, Lustmord, Zoviet France, Summoning, Blut Aus Nord, Karna, Wongraven, Abruptum, Neptune Towers, Burzum, , Pazuzu, Final, Deutsch Nepal и другие. Однозначно можно порекомендовать все проекты Peter’а Andersson’а (Петер Андерссон, композитор и музыкант, играет музыку в стиле эмбиент, нойз, индастриал, электроника и экспериментальных жанров), особенно «Raison d’être» и «Atomine elektrine», а также остальные: «Stratum terror», «Necrophorus», «Yantra atmospheres», «Panzar», «Bocksholm», «Svasti-ayanam», «Cataclyst» и «Grismannen», и проект Biosphere. Можно попробовать послушать и музыку Ричарда Девида Джеймса, неоднократно упомянутого, как Aphex Twin (Афекс Твин, Wikipedia описывает его как «британского электронного музыканта и композитора, специализирующегося на жанрах техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс»), скажем, тот же альбом «Selected ambient works», хотя это уже просто эмбиент, а не дарк эмбиент. Еще один источник советует Aethere, Robert Rich, Sephiroth, Tangerine dream. Также упоминаются: «Northaunt, Bleak (сайд-проект «Lycia»), Maeror tri, Shinjuku thief, Coph niaSPK, Ah Cama-Sotz, Darkroom, Atrium carceri». Возможно, кого-то заинтересуют также Deeper shades of hooj, Future sound of London, Art of noise, Moby, хотя эти проекты уже нельзя отнести к эмбиенту. Также можно послушать и саундтрек к Planescape: Torment, написанный самим Марком Морганом. Конечно, стоит упомянуть и простой эмбиент — в этом направлении вариантов еще больше, но тут, опять же, стоит выбирать, исходя из собственных предпочтений. Список эмбиент-исполнителей можно найти на любом мало-мальски солидном справочно-музыкальном портале, или, например, в той же Википедии.


(Спасибо за информацию товарищам Chatrion, Maxxim, Sleeping man, amd, Soulmaster.)