Изнутри «Трещины»

KosTin


Как это начиналось?


А начиналось все очень обыденно. Одним прекрасным днем, утром, вечером, не помню уже за прошествием времени, но 12 апреля точно, пришло мне на мыло письмо, примерно следующего содержания: «Уважаемый KosTin, такое письмо отправлено также Tommyknocker`у, Wanderer`у, GreatAnt`у... (Список имен, приведенный, очевидно, для того, чтобы ни один из авторов не возгордился :)) Предлагаю вам(нет, нет, там «Вам» с большой буквы было, и вообще крайне официальный тон выдерживался) совместный проект». Ниже излагалось существо предложения и в конце стояла подпись «Olesher», имя, знакомое мне тогда лишь по библиотеке www.fallout.ru. Я заинтересовался. Скажу больше: Я весьма заинтересовался и отправился прямиком на форум фаллаут.ру, где встретил тему, Olesher`ом же и созданную и называющуюся, как сейчас помню: «Анонс! Поиск соавторов!». В этой теме содержалась примерно та же информация, что и в письме и заключалась она в следующем:

Olesher предлагал нам, авторам фаллаут.ру, создать каждому по рассказу, объединенных общей, впрочем, весьма номинально общей, сюжетной линией. Автор практически не сдерживался в своем творчестве, и это «практически» проявлялось в прочтении Olesher`ом главы после написания и, если необходимо, корректировке ее, но только вместе и с согласия автора. Olesher оставлял авторам, цитирую «где-то месяц для создания своих нетленок». О, как часто хотелось нам, простым писакам, напомнить Olesher`у об этом самом заявлении! Почему? Может быть, многое станет вам понятно, если я приведу цитату из другого его заявления на фаллаут.ру: «И вот, 27 апреля, за чуть большее время, чем две недели (!), повесть “Трещина” готова ...Спасибо всем авторам, что они так медленно писали. Благодаря их ВОИСТИНУ черепашей скорости...» Правда, мило? Такой вот он, Olesher. Требовательный, но справедливый.

Идея мне понравилась. Раньше я весьма сомнительно относился к совместному сетевому творчеству, просто потому, что не представлял себе координации действий нескольких авторов в согласовании текста. Представьте себе, написал один, скажем, предложение, отправил второму мылом. Тот прочитал и пишет в ответ: «Не нравится мне структура этой фразы». Второй: «Что ты имеешь в виду?». «А что, непонятно?» И так далее, а ведь на каждое письмо уходит, если не день, то пара часов точно. Можно даже предположить, что два автора сидят в Сети постоянно, и, таким образом, не тратят время на обмен почтой. Но если авторов трое? Четверо? Шестеро? Всплывало на форуме в те дни еще одно предложение, а именно, дать возможность авторам писать любые главы, которые им понравятся, а затем отобрать наилучшие. Спрашивается, кто будет решать, что они наилучшие? Если «комиссия» с фаллаут.ру, то, если все будут читать все варианты глав, кто же, собственно, будет читать окончательный вариант произведения? И куда девать «неудавшиеся» главы? Как бы там ни было, укреплению дружеских связей такая практика явно не способствует, а личные отношения весьма важны в такого рода вещах, согласны со мной?

Olesher же предложил своеобразный вариант «мягкой диктатуры». Определять глобальный сюжет в конечном итоге будет он, однако, с подачи авторов. Решать, подойдет глава или нет, будет тоже он, но понятно, что критерии подбора тоже будут помягче. Это, безусловно, отличалось в лучшую сторону от других форм совместных творений, хотя бы потому, что существенно повышало вероятность завершения произведения, и превращения его в самостоятельную и законченную вещь. В общем, как я уже сказал, идея мне понравилась, и я немедля написал о всех этих рассуждениях Olesher`у, а также о моей готовности приступить к работе с первой главой и писать продолжение.

Как выяснилось, я был не один такой умный. Вот цитата с форума фаллаут.ру, из постинга, написанного Olesher`ом уже после опубликования и много позже завершения работы над «Трещиной»:

«12 апреля в Литературном форуме появился призыв к поиску соавторов.

Боже! Что тут началось! Мой почтовый ящик на ныне покойном для меня Мыле.ру, разве что не дымился. Одни писали: ты что, с ума сошел? Что ты творишь?! Не фига у тебя не выйдет, а те дурачки, которые к тебе присоединятся, будут подняты на смех. В форуме писалось, что проект умрет в зародыше, что получится смешной ребенок-уродец, что это будет не серьезно и что авторы переругаются между собой.

Другие наооборот: Да, чувак, это круто, мы типа с тобой. Хау! Мир во всем мире и тому подобная ботва. Мне пришло СЕМНАДЦАТЬ заявок с просьбой взять в авторский коллектив. Всякий бил себя пяткой в грудь и вопил, что он де такое напишет. Ну, что ж, подумал я. Круто. Отправил этим людям первую главу. И как обрубило. Как будто кто-то рубильник дернул. Исчезли. То ли поняли, что я не прикалывался, то ли офигели от первой главы и ушли в осадок, но в конце-концов осталось всего девять человек».

Здесь Olesher имеет в виду, помимо авторов, также Странника (Председатель ОМП), рассказ которого был впоследствии отвергнут из-за несоответствия литературному миру произведения, впрочем, безо всяких некрасивых эксцессов и двух художников «Трещины», нарисовавших вручную единственную к ней иллюстрацию. Это были Marcusoid и Oma, и единственная причина, по которой иллюстрации не появились к каждой главе, это недоразумение, возникшее из взаимного недопонимания. Olesher просто не был уверен, что Максим Кочегаров (Директор Начальства www.fallout.ru) найдет возможность выложить иллюстрации к каждой главе, а когда выяснилось, что найдет, «Трещина» уже была опубликована. Но я замечаю, что разговор постепенно переходит с того, как все начиналось, на тему:

Как это писалось?

Писалось поначалу все довольно тихо, взял я, прочитал первую главу, мысленно составил образ главного персонажа Ильи, выбрал достаточно нейтральный сюжет и поехал писать. Как я знал, времени у меня предостаточно (до двенадцатого мая то!) и особо не торопился, со смаком перечитывая появляющуюся главу вновь и вновь и переделывая то, что мне казалось нужным. Долго ли, коротко ли, набросал я основной текст главы примерно за неделю-полторы и отправил его Olesher`у, который в эти моменты активно занимался мастерингом проекта. В каком-то из писем мелькнуло слово «Трещина», и тут же в качестве названия за проектом и осталось. Olesher работал без устали. От него тут же поступило предложение написать еще одну главу, и я узнал, что «Трещина», оказывается, немного разрослась и планируется уже не шесть глав, а больше: восемь или девять. «Здорово!», - подумал я, и пусть с отчаянным, но все-таки усердием принялся за дальнейший труд.

Примерно в это же время происходила окончательная «утряска» основного сюжета и приведение его сначала в подобие линии, а затем в нормальное и довольно гладкое повествование. Поступали новые предложения, становились необходимыми новые детали, которые включались в мои главы по инициативе Olesher`a. Я писал, переписывал и исправлял, тем же занимались и другие авторы. «Трещина» росла - десять глав, одиннадцать... Все потели.

В итоге, ближе к концу апреля, «Трещина» в отношении содержания была готова. Началось самое страшное – превращение нескольких рассказов в одну книгу. Сам я не представляю, что это вообще возможно: соединить совершенно разные творения совершенно разных людей в одно произведение, которое воспринималось бы читателем не как солянка неведомо чего, а нормальная книга с началом и окончанием. Остается только догадываться, как же это удалось Olesher`у и какие усилия он для этого приложил. Может быть, кое-что вам скажут выдержки из буквально лавины писем, которыми мы обменялись с Olesher`ом в эти дни. Их было огромное количество и все они касались главным образом только моих двух глав. Учитывая количество авторов, просто непонятно, когда же Olesher писал свои части :)

Итак, Olesher мне:

«... Да, еще, у нас соавторство раздельное или нет? Я думаю что не раздельное, по той причине, что хочу поставить имена авторов только в начале повести (так лучше, а то (пример) ээээ... это он написал, я это читать не буду и перелистывает...)

*

...Что делать с ЧЮмоданом? Напиши подробно и объясни срочно!...

*

...Слушай, без стакана не разберусь...

*

..ЗЫ: Долой скептиков говоривших, что у нас ни фига не выйдет!..

*

...Бррррр! ни фига не понял...»

*

Или такие вот письма, приходившие без приветствия, подписи и темы. Главное, что я понимал: кто мне пишет, и что он имеет в виду! Как я уже говорил, дружеская атмосфера в литературных проектах, где занято несколько людей, очень много значит:

«ЗЫ. Меня больше всего беспокоит концовка повести. Твое мнение. Она нормальна?»

*

«шеф! усе понял! исправляю. Лелик.»

*

Мои письма Olesher`у тоже не отличались сухостью лексики:

«..."Лабиринт" Особенно, когда перс боится...

*

...Упс. Гульп. Ну, ошибся я с автором, ошибся...

*

...Я осел. Повторяю, ОСЕЛ. Переслал тебе Bug.zip, а самую последнюю фразу не исправил...

*

...Напиши, если въехал. Да и если не въехал, тоже напиши :)...

*

...Если бы я не был таким идиотом и не забыл...

*

...Здравствуй, Алексей. (Никакой у меня нет проги, чтобы писать "Здравствуй, Алексей!" По жизни сам набираю. И regards тоже... И меня это прет :) Здравствуй, Алексей!!! Чуешь? :) )...

*

...Ура! Других нареканий нет. Разве что эти негры... Но это может образ. Художественный...»

*

Так то вот. И это только из моей переписки. А насколько я знаю, Olesher Tommyknocker`a, например, чуть не убил, когда тот, не зная броду, сперва не поторопился со своей главой :) Дело в том, что планировалось опубликоваться на фаллаут.ру на первое мая, к празднику. Тогда еще не было известно, что обновление библиотеки серьезно задерживается и публикация на праздник не удастся. Позже Olesher принял решение опубликовать «Трещину» на своей странице по адресу http://zhurnal.lib.ru/p/pehow_a_j, но это уже рассказ о том...

Как это публиковалось?


Потерпев небольшую неудачу, связанную с изменением планов на www.fallout.ru, Olesher не стал ждать и воспользовался пунктом правил для авторов фаллаут.ру, позволяющим публиковать произведения на страничке автора. Получив предварительное согласие всех нас, и запросив полное Ф.И.О., чтобы никого не оставить в стороне, Olesher предпринял все необходимые действия и в самом начале июня первая часть «Трещины» стала доступна широкому кругу читателей на zhurnal.lib.ru, где немедленно была подвергнута жесточайшей критике со стороны завсегдатаев www.fallout.ru и не только. Одни хвалили произведение, другие довольно жестко ругали, но... что бы не говорили, лишь бы говорили. На 16 июня только на первую и вторую главы «Трещины» было написано 46 комментариев. Для сравнения: миниатюра Сергея Палия «Бобер, который очень любил спорт» (читало, полагаю, большинство из тех, кто этими вещами интересуется), опубликованная в апреле, и помещенная редакцией в раздел «Избранное» «собрала» лишь 38. Так что я хочу безо всякой иронии выразить свою благодарность коллеге Снусмумрику, который особенно активно участвовал в критике. Его замечания действительно помогли нам увидеть наши недостатки в этой работе.

Далее на zhurnal.lib.ru публиковались новые главы (они все уже были готовы, но Olesher решил публиковать произведение частями) и тут, 15 июня состоялось обновление библиотеки на www.fallout.ru и «Трещина» стала целиком доступна там всем тем, кто хотел ее увидеть. Может быть, к их числу относитесь и вы? Что ж, если вы ее еще не читали, то настоятельно рекомендую это сделать. Глядишь, и вам найдется, что сказать. Заходите, читайте, высказывайте свое мнение!

Аналогичный проект?


Вполне возможно, у вас была или появилась идея тоже написать что-нибудь совместное. В таком случае, позволю себе несколько советов, которые дам, основываясь на опыте ошибок, которые мы совершили, и удачных, как мне кажется, моментов, запечатленных в «Трещине».

Первое и главное, самое ценное, с чем вам предстоит работать это – люди. Соберите хороший коллектив, лучше уже знакомый друг с другом или имеющий какие-то общие интересы и увлечения. Литературные нюансы это, право, пустяки, когда вы можете по дружески обсудить свои и чужие ошибки, выдвинуть новые предложения, не опасаясь быть понятыми неправильно. Больше общайтесь, пишите друг другу, и помните, что я говорил выше о теплой и дружеской атмосфере. Важен даже не конечный результат (хотя очень даже здорово, если он удастся, как в примере с «Трещиной»), а творческий процесс. Помните, вы приобретаете опыт и в любом случае в накладе не останетесь!

Что касается именно литературных моментов, то здесь я советую, прежде чем начинать работу, тщательно продумать сюжет и все его детали. Если произведение похоже по строению на нашу «Трещину», то подумайте о начальном и конечном состоянии пространства и персонажей в каждой главе. После этого, при распределении глав между всеми авторами, каждый уже будет знать, с чего он начнет, и чем он закончит, а действие в этом промежутке будет придумываться самостоятельно. Таким образом, вы одновременно сохраните гладкой общую сюжетную линию, и дадите авторам возможность творить самостоятельно.

Переписывайтесь чаще. Выберите одного «босса» или сами станьте им и постоянно проверяйте свежий материал на наличие противоречий и несоответствий. Подобного рода ляпы тому, кто пишет, не бросаются в глаза, но как остро на них реагируют критики! Если есть возможность избежать ошибок, почему бы не сделать этого? Работайте в команде!

В общем, дерзайте. Литературное творчество это, с одной стороны, очень индивидуальная вещь, но при удачном и правильном подходе... кто знает? Может получиться гораздо лучше, чем в одиночку. Пишите, как мы. Да что я говорю, пишите лучше нас!

Авторы?


Повесть эта появилась не сама. Ее написали мы. Именно мы, ее авторы, заставляли персонажей страдать и радоваться жизни, иногда шутить, а когда приходило их время, мы их убивали... или спасали. Возможно даже, главным героем «Трещины» является не Илья, а мы, ее авторы, в силу того, что нас было много, и работали мы заодно. Итак, viva la www.fallout.ru и познакомьтесь с нами!

Olesher.

О себе: «Живу, творю, читаю, играю, рисую, иногда падаю спиной на татами, иногда лечу зубы мазохистам, которые ко мне приходят. "Писательство" это просто способ убить лишнее время, когда нет более важных дел».

Olesher занимался мастерингом проекта, вел его и большинство вещей, получившихся в «Трещине» удачными (прежде всего сам факт ее создания), получились именно благодаря ему. Также на нем подработка сюжета, некоторая корректировка текста остальных авторов, и конечно, написание нескольких глав.


GreatAnt.

Часть сюжетных идей, его необычная концовка появились именно благодаря GreatAnt`у. Один из самых интересных образов повести (угадайте какой!) также придуман им. Ну и, собственно, некоторое количество текста.


Tommyknocker.

О себе: «По рожденью был крысой, по звездам... Нет, не стрельцом. Рыбами. Жил спокойно, размеренно, много читал умных и не очень книжек. Потом много играл в умные и не очень игры. Но навсегда влюбился лишь в одну из них -- безусловно в Fallout. Ведя раз за разом своего персонажа сквозь выжженный wasteland к далекой цели, я словно бы сливался с ним, проживал дни в этом безумном пост-апокалиптическом мире. Неудивительно, что мой первый серфинг в Интернете привел меня на сайт fallout.ru. С тех пор я там живу в буквальном смысле этого слова. Писательство - сначала как попытка самоутверждения, потом хобби, а сейчас уже что-то большее. В "Трещине" первоначально участвовать не собирался, так как разработка ее попала аккурат на те дни, когда я усиленно пытался готовиться к сдаче экзаменов. Не скажу, что мне это особенно удавалось, но выкраивать время еще и на творчество совсем не получалось. Но Олешер все-таки уговорил меня принять посильное участие в проекте, задав главу с четко очерченной фабулой, действующими лицами и мордами :) Ну и я как-то вечером сел на кресло, протянул руки к клавишам... И глава написалась, причем в рекордно короткие сроки, подстегиваемая внутренними часами, громко тикавшими на мозги: "У-чить, у-чить, у-чить..."

А потом, когда мне на рецензию пришел полный вариант повести, я еще и взял на себя смелость подобрать эпиграфы к главам»

Tommyknocker написал действительно очень хорошую главу. Надо, справедливости ради, сказать, что он чуть ли под ней не подписался :) вопреки установкам Olesher`а, но ведь людям нужно прощать их маленькие ошибки :) И, как он сам сказал, эпиграфы к главам принадлежат его перу. Хорошему перу.


Kasta.

О себе: «Анастасия Голубкова. 1975 г.р. Что еще? Работаю в ФСБ 8-). Писать не пишу, просто люблю Фаллаут, поэтому решила поучаствовать. Все, пожалуй»

Kasta помогала Olesher`у в написании нескольких глав и подкидывала ему свежие идеи, которые, как он сам выразился, «скрасили, в принципе, стандартные темы».


Overrider.

О себе: «Большую часть свободного времени провожу за компом: играюсь, ломаю (игрушки, ПО, иногда комп :) ), рисую (вернее больше моделю) в 3DSMAX, изредка делаю музыку. На работе поддерживаю в рабочем состоянии около сотни насосов и несколько километров трубопроводов (на мне держится 400 МВт электричества в ЮВАО). Настоящее призвание - чинить (именно чинить а не летать) самолеты и вертолеты, и похоже, что скоро меня по призванию призовут :) Из людей больше всего люблю собак. Ненавижу попсу (в любом, не только в музыкальном смысле)»

Overrider выстроил основной сюжет повести, придумал ключевые моменты. Он привел сюжет «Трещины» из того состояния хаоса и бессвязности, в котором она находилась в середине работы в нормальное состояние. И еще приложение в конце произведения – это его заслуга.


Marcusoid & Oma.

Это художники «Трещины». По причинам, о которых я уже писал выше, визуальное оформление повести вышло довольно скудным :) , но ребятам «спасибо» все равно. Они постарались.


Ну и я. Обо мне, и о том, как я отношусь к этому проекту, вы и читали все это время. Всегда ваш

KosTin

29.06.2001