fallout.ru

От переводчика

Безусловно переводить это пособие было нелегко. Особенно если учесть то, что все мы люди занятые и многие по началу скептически отнеслись к моей идее. Но помаленьку я продолжал перевод этой вещи, поскольку знал, что она может стать действительно полезной всем русскоговорящим любителям Морровинда. Сразу хочу Вас заверить, что никакими переводчиками типа «Prompt» я не пользовался. Спорить не буду – в словарь приходилось заглядывать, но будьте спокойны за мысль и смысл текста. Они остались такими же, какими были в оригинале. Возможно, у Вас будут претензии по поводу стиля речи и возможных речевых ошибках, но поймите меня правильно – все мы люди и делаем ошибки, к тому же, художественный перевод не являются моей основной профессией. Особенно хочется поблагодарить хорошего товарища, по имени Infernal knight, за помощь с переводом раздела о диалогах. Искренне жаль, что у него не хватило времени стать сопереводчиком на постоянной основе. Наверное, сама мысль о том, что мне приходится поднимать это всё одному, тяготила меня и тормозила процесс. Однако, всё уже позади – и Вы читаете эту вступительную статью. А значит все эти часы, дни, недели, месяца не были потрачены напрасно!

Желаю Вам удачного прочтения и счастливого опыта в модификации Морровинда!

Aidan4

Октябрь 2003 - Март 2004

P.S. О возможных ошибках в переводе сообщайте мне на aidan4@narod.ru

Предисловие к седьмой редакции

Когда я сам вернулся к написанию плагинов, оказалось, что большой объём информации не был покрыт предыдущими версиями. Поэтому я обновил и исправил описание нескольких функций, а также улучшил навигацию по руководству, сделав её интуитивно понятной.

Предисловие к шестой редакции

Последняя версия поправляет кучу ошибок и недоработок предыдущей. Приношу извинения за то, что это заняло так много времени. Большая часть добавленной информации была собрана не мной. Спасибо всем, кто обеспечил мне поддержку и тем, кто продолжает создавать эти удивительные моды!

Предисловие к пятой редакции

Боюсь, я немного поспешил, когда заявил в предыдущей редакции, что «теперь то уж точно всё». Полагаю, что ещё где-то 15% функций оставались неописанными. В этот раз я и вправду, похоже, описал все известные функции (ну, скажем, 99,5% из них :) ) кроме тех, по которым нет документации. Размещённый в интернете список функций (автор списка – Dave Humphrey) сослужил хорошую службу для поиска недостающих частей руководства. А это значит, что пока не выйдет какое-либо официальное дополнение к Морровинду, эта редакция остаётся последней.

Так что же нового в пятой редакции? Во-первых, как я уже упомянул выше, был пополнен список функций и их описаний. Хотелось бы особо отметить новую информацию по переменным, особенностям функции MessageBox, появившейся в Трибунале возможности меняться вещами с компаньонами, новым находкам в функции AIActivate, но это всего лишь малая часть проделанной работы. Поскольку для новичков диалоги являются большой проблемой, соответствующая секция превратилось в почти пошаговое руководство. Я расширил описания функций типа Get/Set/ModStat, поскольку многие пропускали список, который раньше находился в Приложении. Я значительно увеличил секции Секретов и приёмов и Отслеживание неполадок, которые теперь описывают все часто встречающиеся проблемы и возможные пути их разрешения. В Приложении появились несколько полезных списков, относящихся в основном к настройкам игры. Это, конечно, не имеет прямого отношения к скриптам, однако является чрезвычайно полезной информацией. Одним словом, даже постоянные читатели руководства и ветераны скриптологии найдут уйму интересных данных, и. я надеюсь, это руководство станет основным источником для всех заинтересованных в модификации Морровинда.

GhanBuriGhan

Введение

Как использовать это руководство

Если в скриптах Морровинда Вы новичок, то Вам, возможно, стоит полностью прочитать этот текст и чётко следовать всем шагам инструкций, ибо это моя лучшая попытка описать возможности скриптов и способы их создания.

Эта статья – руководство, настольная книга, так как основной объём текста описывает всевозможные функции. Подобные разделы созданы отнюдь не для новичков, читателю необходимо уже иметь определённые познания. Однако я попытался представить как можно больше информации, объяснений и примеров скриптов, чтобы максимально облегчить понимание описываемых функций. Вы можете воспользоваться указателем в конце документа, чтобы найти информацию об интересующей Вас функции, или содержанием, чтобы отыскать функции по интересующей Вас теме. Если во время создания модов Вы столкнётесь с какими-либо ошибками, секция Отслеживание неполадок может существенно помочь Вам. А в Приложении находятся списки, которые могут пригодиться в определённых ситуациях.

Даже если Вы профессионал в области скриптов, секция Секреты и приёмы может стать интересной и для Вас, ведь она покрывает информацию, полезную не только новичкам, но и продвинутым пользователям.

И, наконец, совет: не воспринимайте все ниже написанное, как Святое Писание. Вся информация представляет собой факты, известные мне и посетителям форумов, следовательно, ошибки не исключены. Например, если я говорю, что у функции нет аргументов-переменных, это значит, что, возможно, нет – так что если это необходимо для Вашего мода, вы можете попытаться использовать подобные аргументы. Ведь такие вещи могут быть изменены патчами или просто никем не проверены. Так что пробуйте и, если найдёте что-то новое, дайте мне знать, чтобы я мог включить подробную информацию в следующем обновлении.

Что такое скрипт?

В основном, скрипты – это фрагменты кода, написанные на специальном скриптовом языке (здесь и далее я буду называть его ТЕС Скрипт). Эти маленькие «программы» будут запускаться в ходе игры и выполнять определённые операции: провоцировать события, управлять местом и временем, создавать, перемещать, уничтожать объекты и существа, менять характеристики и даже погоду – возможности воистину велики.

ТЕС Скрипт – уникальный скриптовый язык, использующийся только в ТЕС КС. Как и «настоящие» языки программирования (скажем, C++), он имеет некоторые ограничения:

  • Возможности ТЕС Скрипта лимитированы – не ожидайте, что Вы сможете создать что-либо, чего в той или иной форме ещё не существует в игре – это не значит, что с помощью скриптов нельзя достигнуть необычных результатов, пользуясь новыми путями. Однако Вы не сможете использовать ТЕС Скрипт, чтобы создать, скажем, текстовый редактор.

  • ТЕС Скрипт также не является инструментом для разработки приложений, который позволит Вам менять исходники самой игры. Вот почему Вы не сможете использовать его, чтобы, например, добавить новый тип погоды. Чтобы проделать такие вещи Вам придётся редактировать непосредственно exe-файлы.

  • Это не компилируемый, а интерпретируемый язык – коду для прочтения необходима отдельная программа (в данном случае Морровинд). Скрипты не смогут работать как exe-файлы.

Что скрипты могут делать?

Скрипты Морровинда – это инструмент, позволяющий заставить игру реагировать на любое совершаемое игроком действие. Они могут быть использованы для создания запутанных квестов или предметов дающих эффект гораздо более мощный, нежели зачарованные вещи. С помощью скриптов можно создавать ловушки и управлять поведением NPC – простых жителей Морровинда. Помните создание героя в начале игры? Оно тоже управляется рядом скриптов. Видели, как Фаргот из Сейда Нин крадётся к своему тайнику? Это скрипты управляют его движениями. Освобождали когда-нибудь рабов? Это тоже подчиняется определённым скриптам. Таким образом, кратким ответом на вопрос «Так что же они могут делать?» будет «многое».

Чего скрипты не могут делать?

Возможности ТЕС Скрипта ограничены – Вы можете использовать лишь уже ранее определённые функции, а от некоторых из них не всегда получать желаемый эффект. Конечно, профессионалы смогут обойти некоторые ограничения, но не ждите чудес. Многие вещи управляются непосредственно движком игры и не могут быть напрямую модифицированы скриптами.